В Тюменской филармонии прошёл музыкальный фестиваль Дениса Мацуева, который уже несколько лет находится в числе главных событий культурной жизни областной столицы. Нынешний форум проходил под знаком русской музыки и 175-летия Петра Чайковского, с участием лауреатов Международного конкурса имени Чайковского.
Солирует Денис Мацуев.
Фото Юрия Хозяинова.
Фестиваль открывал концерт камерной музыки. Трио ор. 50 «Памяти великого артиста», посвященное Чайковским Николаю Рубинштейну, прозвучало в исполнении Павла Милюкова (скрипка), Александра Бузлова (виолончель), Филиппа Копачевского (фортепиано).
Многочастный опус зрелого Чайковского составил определенную сложность для молодых виртуозов в содержательном плане: в сдержанном тематизме, неярких контрастах первой части музыканты, казалось, не нашли для себя ничего интересного, она прозвучала довольно тускло и вяло. Зато в виртуозных средней части и финале эмоциональный градус на порядок вырос, трио воодушевилось, и обнаружилась другая крайность: все участники заиграли как солисты, ансамбль как целое перестал существовать. Со счетом 2:1 «проиграла» виолончель Бузлова, тембр которой с трудом угадывался в недрах фортепианной и скрипичной партий… А именно её, виолончель, и хотелось почему-то слушать более всего.
Вечер камерной музыки продолжили романсы Сергея Рахманинова в исполнении мариинского баса Михаила Петренко и Дениса Мацуева (фортепиано).
18 хрестоматийных романсов Петренко превратил в театр одного актёра, ряд лирических сюжетов об одном герое. Каждый романс «высвечивает» одно ключевое настроение, эмоцию: сдержанную страстность («В молчаньи ночи тайной») и нежность («Утро»), взрыв экспрессии («Всё отнял у меня», «Христос воскресе», «Я опять одинок») и ликование («Весна идёт»). Баллада-триллер «Судьба» сменилась шуткой «Икалось ли тебе, Наташа» и прозвучавшим в финале знаменитым «Письмом К. С. Станиславскому» с возглашением многолетия. Певец блестяще продемонстрировал свои природные вокальные данные и богатый арсенал приёмов владения голосом.
Настоящим соавтором Петренко в этом концерте выступил Мацуев. Наверное, каждый вокалист может только мечтать о таком «аккомпаниаторе», который может расслышать в нотном тексте и извлечь на свет божий глубоко скрытые нюансы, безгранично расширяющие смысловую перспективу произведения.
Но главной интригой нынешнего фестиваля стали первые выступления Тюменского симфонического оркестра. Автору этих строк ещё в 2008 году довелось разрабатывать для Министерства культуры РФ обоснование о необходимости создания в Тюмени симфонического оркестра. Свершилось! Оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Шестакова подготовил большую программу из произведений Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Свиридова, которую музыканты с большим подъёмом исполнили в концерте-презентации на второй день фестиваля.
Впечатление незабываемое! Атмосфера всеобщего праздника, ощущение присутствия в эпицентре настоящего исторического события в культурной жизни города, области — вот что такое первые концерты ТСО! А ещё рефреном мысль: «Нет, это не сон, вот он, настоящий Тюменский симфонический оркестр! Играет на сцене, да ещё и неплохо!»
Оркестр действительно блистал мощными tutti, яркими соло, стройным, слаженным звучанием отдельных групп. Дирижеру Шестакову удалось найти «золотую середину» в исполнении популярной русской классики.
В третьем концерте фестиваля оркестр сопровождал выступления солистов — Гайка Казазяна (скрипка), Ариунбаатара Ганбаатара (вокал), Александра Бузлова (виолончель).
Концерт для скрипки с оркестром Петра Чайковского Казазян исполнил по-деловому суховато, «технично», не обращая внимания на то, что оркестр явно отставал. Создавалось впечатление, что оркестр сковывает музыканта, а порой просто мешает ему. Зато в «Вариациях на тему рококо» Чайковского оркестр чутко взаимодействовал с виолончелистом Бузловым, выгодно оттенив благородно-сдержанную манеру его игры.
Подлинным открытием фестиваля стал российско-монгольский баритон Ганбаатар, обладатель первой премии и Гран-при ХV Международного конкурса имени Чайковского. Бархатные низы, сочный верхний регистр, проникновенная кантилена, искристая буффонада… Певец, исполнив всего три номера — арии Елецкого («Пиковая дама»), графа ди Луна («Трубадур»), Фигаро («Севильский цирюльник»), покорил зал, который устроил ему овацию.
Настоящим испытанием на прочность и для оркестра, и для Дениса Мацуева стал Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева. Произведение, написанное в 1923 году, даже сейчас выглядит сверхавангардным. Сложнейшее сочинение пианист выстроил драматургически убедительно, с яркими кульминациями, красочными фактурными наслоениями. Юный тюменский оркестр выглядел достойным партнёром выдающегося музыканта современности Мацуева.
Фестиваль окончен, да здравствует фестиваль! Всех меломанов города можно поздравить с началом новой эры в музыкальной жизни Тюмени — рождением Тюменского государственного симфонического оркестра!
Атмосфера всеобщего праздника, ощущение присутствия в эпицентре настоящего исторического события в культурной жизни города, области — вот что такое первые концерты оркестра.
Виктория Незнанских.
www.t-i.ru