Поколение солистов XXI века на сцене БЗК

Добавлено 16 февраля 2018 волонтер

Московская консерватория, Екатерина Мечетина (фортепиано), Гайк Казазян (скрипка), Никита Борисоглебский (скрипка), Алёна Баева (скрипка), Валентин Урюпин (дирижер, кларнет), Сергей Полтавский (альт), Владислав Лаврик (труба, дирижер)

В Большом зале Московской консерватории успешно прошёл Второй фестиваль «Зимние грёзы». Автор: Владимир Зисман

Фото: пресс-служба фестиваля «Зимние грезы»

В первую очередь хочется поздравить инициатора и создателя этого музыкального события, арт-директора фестиваля «Зимние грёзы» Сергея Антонова. Организовать музыкальное событие такого масштаба и качества очень непросто само по себе, но превратить его в традицию, а в этом году прошёл уже второй фестиваль, достойно особого восхищения.

Вся история исполнительства XX—XXI вв. полна примеров того, когда музыканты высочайшего класса, не ограничиваясь исключительно концертной деятельностью, создают оркестры, конкурсы, фестивали, образовательные конгломерации — это уже даже не традиция, а некоторым образом, сущностное явление. И, конечно же, приятно констатировать тот факт, что в этот сонм музыкантов-пассионариев влился и замечательный виолончелист, лауреат Первой премии конкурса им. Чайковского Сергей Антонов.

Об уровне этого события говорит не только место его проведения — сцена Большого зала консерватории, но также коллеги и друзья С. Антонова, которые приняли участие в этом цикле концертов — это музыканты, каждый из которых является мастером, имя каждого из них является украшением и афиши и любого концертного зала, это уже сложившееся поколение XXI века. Достаточно просто перечислить имена, чтобы понять, какое созвездие солистов сияло в эти дни на сцене БЗК — Алена Баева, Никита Борисоглебский, Екатерина Мечетина, Валентин Урюпин, Гайк Казазян, Сергей Полтавский, Владислав Лаврик, Михаил Ковальков, Антон Павловский. Нет необходимости упоминать премии и регалии каждого из них — эти имена на слуху, причём не только благодаря их деятельности как концертирующих инструменталистов. Здесь и дирижёрская деятельность, и педагогическая, и общественная, и участие каждого из них в самых разнообразных интереснейших музыкальных проектах.

Фото: пресс-служба фестиваля «Зимние грезы»

Как и в прошлый раз, важнейшую роль исполнял Концертный оркестр консерватории под управлением его бессменного руководителя Анатолия Левина.

Особый шарм фестивалю придало участие во всех трёх концертах в качестве ведущего обаятельного Йосси Тавора, который помог объединить в единое целое не только серию концертов, но и исполнителей, музыку и публику.

Особенность фестиваля «Зимние грёзы» — это музыкальные игры друзей, своего рода jam-session первого концерта под названием «Творческие дуэли», когда музыканты меняются ролями, то исполняя роль солиста, то аккомпанируя солисту, руководя оркестром, то исполняя симфоническое произведение — ведь за плечами у них достаточно солидный дирижёрский опыт.

Виртуозно выстроенные программы сочетали в себе и такие известные, пусть даже и не так часто исполняемые, как хотелось бы, произведения как Концертная увертюра «Карнавал» А. Дворжака, Скерцо «Ученик чародея» П. Дюка или «Просветлённая ночь» А. Шёнберга в концерте, посвящённом камерной музыке и две мировые премьеры — пьесу для трубы с оркестром «Победитель» А. Пахмутовой и «Карпатские сновидения» для кларнета с оркестром В.Кикты.

В третьем, заключительном концерте фестиваля, Алена Баева и Сергей Антонов исполнили Концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса — изумительное произведение, в котором над «конкурентностью», свойственной жанру инструментального концерта, превалирует ансамблевость как категория почти эстетская, и эта сторона двойного концерта была солистами показана, я бы сказал, с наслаждением.

Второе отделение было посвящено произведениям С. Рахманинова, но это было сделано столь же нетривиально, как и вся программа фестиваля. Этюд-картины «Море и чайки» и «Ярмарка», сочинения 1917 года, были исполнены в оркестровке Отторино Респиги, и сочетание абсолютно узнаваемого музыкального звучания «фортепианного» С. Рахманинова с совершенно иным, и тоже узнаваемым, лексико-колористическим языком Респиги производит очень странное, глубоко озадачивающее впечатление.

Екатерина Мечетина исполнила Первый концерт С. Рахманинова, произведение, которое сам Рахманинов обозначил как опус первый, и в котором уже заключено дальнейшее развитие рахманиновского творчества. В этом исполнении прозвучали свойственные музыке Рахманинова тревожно-ностальгические нотки, для которых, казалось бы, ещё не было оснований в далёком 1890 году, и Екатерине Мечетиной удалось собрать несколько рыхловатый материал фортепианного концерта в цельную и очень органичную конструкцию.

Исполненная ею на бис cis-moll'ная прелюдия С. Рахманинова по своему масштабу оказалась соразмерным завершением всего фестиваля, она именно такой и оказалась — начиная с феерической ферматы на последней ноте эпиграфа и кончая удивительными и неожиданными чрезвычайно внимательно «отслушанными» играми тембров внутри самого рояля за счёт интерференции колебаний струн, когда длинный затухающий аккорд не просто становится тише, но при этом ещё и меняет звуковую краску.

Что ж, будем ждать Третьего фестиваля «Зимние грёзы» в феврале 2019 года.

Источник: www.rewizor.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору