Потомки викингов сдались русскому «Караваю»

Добавлено 28 октября 2018 волонтер

Пермская филармония, Квартет «Каравай»

Благодаря коллективу Пермской филармонии, датчане поняли, что Россия — великая страна

Ансамбль солистов «Квартет Каравай» Пермской филармонии вернулся из музыкального вояжа по городам Дании, где с огромным успехом дал 4 сольных концерта.

За свою 30-летнюю историю квартет побывал на гастролях в США, Швеции, Португалии и Латвии, дважды — во Франции, трижды — в Германии, Чехии, четыре раза — в Италии, пять раз — в Великобритании. Но особое место на гастрольной карте прославленного коллектива под управлением заслуженного артиста России Олега Згогурина занимает Дания: нынешний визит — двенадцатый или тринадцатый, музыканты и сами уже сбились со счета, сколько же все-таки раз они бывали в жемчужине Скандинавии?.. Но знают точно, что первый визит состоялся 25 лет назад, а последний — девять. В 90-е годы дружба между городами Пермь и Фредериксборг поддерживалась на самом высоком уровне: тогдашним губернатором Геннадием Игумновым и Лидией Лисовенко, много лет успешно возглавлявшей управление культуры Пермского облисполкома, было подписано соглашение о сотрудничестве. А в 2009 году «Каравай» принял участие в «Караване культуры Россия-Дания» (Копенгаген).

С тех пор, как вздохнул Олег Згогурин, многое изменилось в датском королевстве, старые связи утратились, пришлось с нуля, по нотке, налаживать новые. Да и общий негатив по отношению к России добрался и сюда: страстные политические дискуссии разобщили даже некогда сплоченную русскую диаспору на два лагеря. Говорят, что это имеет и чисто меркантильный интерес: две диаспоры получают субсидий больше, чем одна — железная математика! Но после первого концерта «Каравая» в Копенгагене, в Центре культуры и науки, случилось невероятное! Куратор творческих программ центра Татьяна Дербенева с изумлением наблюдала, как вчерашние непримиримые «друзья» мирно беседовали о вдохновляющей силе русского искусства.

Впрочем, были среди публики и аутентичные датчане. Один из них, Мортен Курц, предприниматель, едва затихли последние аккорды, трижды неистово прокричал: «Аmazing!»

— Я бы насторожился, — улыбается Олег Згогурин, — но поскольку то же самое нам кричали и в прошлом году на родине «Битлз», то мы выдохнули спокойно: «Успех!»

Действительно, «удивительные, потрясающие, поразительные, изумительные!» — самые частые комплименты, которые «караваевцы» слышали в свой адрес от коллег и слушателей и в Дании.

Второй концерт коллектива Пермской филармонии состоялся тоже в Копенгагене в зале «Метроном». Его слушателями стали местные коллеги-музыканты. Среди них выделялись два бравых старичка с дворянской выправкой. Оказалось, два экс-солиста балалаечного оркестра Евгения Павловского. Оркестр был основан в Дании в 1936 году молодым русским эмигрантом Евгением Павловским. По-датски его название пишется как Pavlovskis balalajka orkester. Сначала Павловские эмигрировали в Шанхай, но после того, как город заняли китайцы, переехали в Данию, где Евгений со своим другом организовал маленький оркестр. В этом деле Евгению Брониславовичу помогала сестра Николая II, Великая княгиня Ольга Александровна, выделив небольшой участок земли своей фермы в Баллерупе, на котором был построен небольшой дом для репетиций. Играли тогда по дореволюционной цифровой системе вместо нот («Попробовали мы играть по ней, — комментирует рассказ Олег Згогурин, — ооочень сложно!»).

Оркестр дебютировал на Датском радио в 1936 году.

Сначала в оркестре были только русскоговорящие музыканты. Говорят, в нем играли даже великие князья. После войны в него стали приходить датчане. Оркестр стал путешествовать по стране, давая концерты во всех ее концах.

Евгений Павловский организовал собственную звукозаписывающую компанию, которую назвал «Родные звуки». Она выпускала пластинки с записями оркестра, но, в конце концов, не смогла конкурировать с крупными немецкими и американскими производителями пластинок и в конце концов была закрыта.

В 50-тые годы для оркестра наступили трудные времена. Нужен был прилив новых сил. Для этого Евгений Павловский организовал оркестр для мальчиков, а позже и для девочек. Некоторые подросшие музыканты присоединялись к взрослому оркестру. Многие из них до сих пор играют в нем.

Сегодня в оркестре 25 музыкантов, большинство из которых работают в другой области. Оркестр для них это своего рода хобби, без экономических интересов. Репертуар составляет более 300 номеров и охватывает различные направления в музыке от русской народной до классической. Оркестр располагает редкими, ценными инструментами. Некоторые из них изготовлены известными русскими мастерами.

Ныне главный костяк оркестра составляют датчане, но играют они с настоящим русским задором! И раз в году выступают перед Датским королевским Домом. В этом большая заслуга руководителя оркестра — Ранди Павловски — супруги Евгения Павловского. Кстати, эта династия очень известна в Дании: Нина Павловски — солистка Датской Национальной оперы, Сергей Павловски — импресарио, солист оригинального жанра.

Музыкантам «Каравая» предложили провести мастер-классы, а может быть, и совместные концерты с детскими ансамблем балалаек и фольклорным ансамблем. Так неожиданно завязались первые ниточки сотрудничества.

Третий концерт был дан в кинотеатре маленького городка Фредерикссунде.

Поселение славится замком одного из давно подзабытых датских королей, который не захотел задыхаться в столице и отправился жить на пленэр, а также Музеем викингов. На выступлении присутствовали провинциалы из датской глубинки. Свои народные песни они приняли снисходительно-доброжелательно. Естественно, просили «Калинку» и «Мороз, мороз!». А когда дошло дело до «Битлз» на балалайках и домрах, не сильно темпераментные скандинавы сначала странно затихли, вслушиваясь: не показалось ли? И вдруг заулыбались, ошарашенные, захлопали, задвигались!..

Но если бы они знали, каких нервов стоило это выступление заслуженной артистке России Татьяне Куликовой! За полчаса до выхода на сцену домра-альт квартета не спеша разыгрывалась. Под ногами жизнерадостно крутилась собачонка — крупный шпиц, принадлежащий местной актрисе. Неожиданно медиатор Татьяны (приспособление для защипывания струн на музыкальных инструментах — прим. Авт.) отпружинил от струн и выстрелил в сторону! Счастливая собака, решив, что наконец-то ей перепала вкусняшка, в мгновение ока проглотила добычу. А надо сказать, что это был очень хороший медиатор, сделанный по специальному заказу, 15-ти лет от роду. Как сказали музыканты, сегодня таких уже не делают. Всей четверкой кинулись ловить глупую животину. Шпиц поначалу подумал, что с ним играют, и начал радостно уворачиваться. Потом понял: что-то пошло не так, эти люди какие-то странные и со всех лап рванул на улицу. «Каравай» за ним. В итоге, собаку, конечно, изловили. За хвост. Но медиатор сгинул безвозвратно. Хозяйка краснела и бледнела, страшно извинялась и обещала, если что, прислать находку в конверте… А Татьяне пришлось срочно затачивать из того, что было, новый как бы медиатор…

Последний концерт «Каравая» проходил в церкви рыбацкой деревушки Юлленге с видом на фьорд. Большой современный протестантский храм из стекла и бетона построен в поле за поселком, в небе над которым летают невиданной красоты птицы, а в озере плавают грациозные лебеди.

Два постоянных поклонника русских народных инструментов не поленились побывать сразу на двух концертах своих кумиров — первом и последнем.

Один из них, инженер Ларс Ольсен, оценив репертуар пермского ансамбля дважды, в сердцах заявил: «Послушав этих русских, поневоле начинаешь понимать, что Россия — великая страна!»

Второй поклонник оказался более толерантен. Профессор английского языка Нильс Эрик Филипсен, давний друг «Каравая», 9 лет назад помогал музыкантам с организацией гастролей на своей родине. Через пять дней после завершающего концерта квартета господину Филипсену должно было исполниться 90 лет, поэтому «великолепная четверка» решила приготовить подарок, исполнив сочинение «Шампанское-галоп» датского композитора 19 века Лингби.

— В этом произведении есть шумовые эффекты, которые напоминают звук вылетевшей из бутылки игристого пробки, — с улыбкой рассказывает художественный руководитель «Каравая» Олег Згогурин. — Мы надули два воздушных шарика, чтобы, лопнув, они имитировать нужный звук. Но едва начали играть, Нильс Эрик вскочил с места, закричал и замахал руками. Публика стала оглядываться в недоумении: что происходит? Мы в шоке, ни разу в жизни нам не приходилось останавливать концерт! А Филипсен, пробравшись через весь зал, вручил нам большую коробку и сказал: «Не нужно протыкать шары, вот вам настоящая помпа — шумовой инструмент для симфонического оркестра». И правда, это была помпа из латуни, которая выглядела как велосипедный насос. Закончили мы «Шампанское-галоп» звуками пробки от шампанского из вновь подаренного «члена» коллектива. Оказывается, господин профессор 9 лет ждал, чтобы нам его вручить! Несмотря на свой возраст и страшный диабет, из-за которого каждые 15 минут измеряет уровень сахара в крови, он пишет книгу о России, уже вторую. «То, что происходит в Европе — беспредел, — говорит он. — Я хочу написать правду!»

Пермская филармония

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору