Молодой скрипач рассказывает о том, как сыграть идеальный концерт, а его мама — как вырастить сына-вундеркинд
«Настоящий вундеркинд, очень талантливый музыкант», — говорили после концерта Дмитрия Смирнова, который играл 27 октября вместе с Симфоническим оркестром Карельской филармонии. 21-летний скрипач просто поразил петрозаводскую публику.
«В нашей филармонии Дмитрий сыграл „Шотландскую фантазию“ Макса Бруха, очень яркое и непростое сочинение, поразив серьезным и зрелым подходом к исполнительскому процессу. Его игру — очень вдохновенную, искреннюю, интонационно и технически безупречную, по праву оценили и слушатели, и музыканты, которые тоже получили колоссальное удовольствие от совместного музицирования», — делится впечатлениями дирижёр Симфонического оркестра Анатолий Иванович Рыбалко.
Дмитрий приехал на гастроли с мамой Ольгой Юрьевной, они часто гастролируют вместе, с самого детства. Именно мама помогла сыну развить талант, её умение сказать нужные слова, направить и поддержать помогло сыну стать серьёзным музыкантом.
Я встретилась с семьёй Смирновых и у нас получилась очень интересная беседа — интервью-откровение, интервью, в котором сын сказал много приятных слов маме, а мама увидела своего ребёнка с другой стороны.
Мы поговорили о том, как вырастить талантливого человека, о вдохновении и об отношении к своей уникальности.
-
Ольга Юрьевна, как вам удалось вырастить вундеркинда?На самом деле мы стараемся не употреблять этого слова — «вундеркинд». Я всегда говорила, что мой сын такой, как все — просто очень способный, очень трудоспособный. Мы с папой оба музыканты, закончили Санкт-Петербургскую консерваторию, и я всегда старалась заниматься со своими детьми. У Димы с раннего детства проявились данные, и мы решили, что их надо развивать. К тому же у него всегда была необычайная мотивированность, концентрация, восприимчивость. У вундеркиндов, обычно, чего-то не хватает, а у него всего хватает! (смеется)-
Вы часто ездите на гастроли вместе?Ольга Юрьевна. Лет до 16 ездили вместе. В 16 лет он уехал учиться…Дмитрий. Вот что касается «вундеркинда»… Это клише. Может, кому-то приятно, даже вундеркиндам приятно, но он сам может все испортить.Ольга Юрьевна. Слово «вундеркинд» ко многому обязывает. Никто не скажет стопроцентно, что ребенок, который хорошо играет в детстве, заиграет дальше. Это очень сложный момент.Дмитрий. В музыкальной среде это больше термин негативный — «этот вундеркинд»… Это значит, что он когда-то играл хорошо, а сейчас — нет.-
Дима, но всё же, вы считаете себя человеком, который отличается от других музыкантов?
Дмитрий. Все музыканты отличаются друг от друга. Просто я об этом стараюсь не думать. Если меня называют талантливым, то это комплимент. Иногда молодые музыканты уделяют слишком много внимания таким комплиментам, и у них сразу развивается неправильное видение самого себя. Многим детям говорят «ты такой талантливый, ты такой способный», не все могут ребенку сказать правду о том, как он играет, ведь это может стать травмой на всю жизнь. Поэтому детей никогда не ругают, хотя надо… Меня с детства много хвалили, но критиковали тоже, так что был определенный баланс…— Ольга Юрьевна, вы на многих концертах сына бываете. Замечания после выступления делаете?Дмитрий. Можно я отвечу? Мама — музыкант замечательный, «с шикарными ушами», поет, играет на рояле, сейчас, я думаю, и на скрипке уже может сыграть после двадцати-то лет занятий со мной… (смеётся) Она всегда прекрасно слышит, как я играю, но никогда не говорит, что это плохо. Практически никогда. Она понимает, что я не буду слушать только комплименты, знает, что я сам слышу, как звучит скрипка, что мне все не нравится, поэтому она для баланса говорит, что все в порядке. Но потом, когда я доволен, она понимает, что нужно уравновесить… Это гениально работает!Ольга Юрьевна. Мне казалось, что я все время ругаюсь (улыбается).Дмитрий. Мы всегда оба слышим… И когда нужно исправлять кардинально, и когда можно исправить чуть-чуть. Она слышит так, как есть, а я многое утрирую. Если плохо — то это отвратительно, ужасно, мерзко, если хорошо — здорово, великолепно, потрясающе!— То есть вы — сам себе главный критик… А мнение со стороны часто совпадает с вашим мнением?Дмитрий. Сейчас у меня часто не совпадает точка зрения на критику… Я много общаюсь со сверстниками-музыкантами, мы сравниваем ощущения от выступлений: когда нам нравится — публике не нравится, когда публике нравится — нам не нравится… Но это все неправда. Многие музыканты со мной согласятся: те, кто много играют, знают — очень редко бывает момент, когда твоя игра действительно того стоит. Даже боги скрипки — скажем, Кавакос или Цукерман — все время к себе критически относятся.
У меня хорошего концерта еще не было, он впереди, но даже если его не будет — надо к этому стремиться. ПОКА Можно сказать: концерт удачный или менее удачный. Нельзя сделать идеально, но лимита нет.
— Как стремитесь к идеалу?Дмитрий. Понятно, что нужно заниматься, играть гаммы, слушать много хороших записей, ходить на концерты, записывать себя, играть кому-то, чтобы со стороны оценили твою игру… Но обязательно нужно делать еще что-то: общаться с людьми, делать то, что никогда не делал — пойти, поехать, посмотреть, потрогать… Чтобы был опыт не только музыкантский — эмоциональный. Новые впечатления.— С кем нравится общаться, какие читать книги?Дмитрий. Рецепта нет. Нельзя выбрать, с кем именно нужно общаться — тебе с такими, а тебе с другими… Сейчас много читаю книг по истории — нашей страны, Ближнего Востока. Гумилева, в частности.— В этом концерте играете шотландскую программу. Про что-нибудь знаете про эту страну? Читали?Дмитрий. Слава богу, знаю, где она находится (улыбается). Финал «Шотландской фантазии» — это гимн Шотландии, насколько я помню. Если какой праздник — его там играют с удовольствием…
Музыка шикарная. Композитор интересный…
Готовясь к этой программе, я понял, что с удовольствием бы съездил в Шотландию, там интересный ландшафт и климат похож на петербургский (а я родом из Петербурга), интересные люди, интересная история… Мысль о том, что нужно туда съездить, меня очень радует. Можно много об этом читать, но лучше все-таки съездить хоть на пару дней.— Сейчас учитесь в Швейцарии. Заканчиваете уже?Закончил четыре года бакалавриата. Сейчас первый год магистратуры.— Есть уже какие-то планы после учебы? Что изменится?Дмитрий. После того, как я закончу УЧЕБУ, просто не буду привязан к этому месту — собственно, ничего больше не изменится. Может, поеду в другое место, в другую страну.Ольга Юрьевна. Для солистов в большей степени учеба — это конкурсы, ЭТО ступени для продвижения… Сейчас Дима выиграл конкурс имени Тибора Варги в Швейцарии, он из серьезных конкурсов, таких в Ассоциации «взрослых конкурсов», штук десять (например, конкурс Чайковского, Королевы Елизаветы, остальные менее значительные). ТАК ЧТО планы ЕСТЬ — участвовать в конкурсах.Дмитрий. Что хорошо в нашей семье, так это то, что амбиции родителей не затмевают амбиции детей! В нашей семье нет фальшивых мыслей свернуть горы — и слава Богу. Лучше выполнять маленькие задачи: выиграть конкурс, например. Пока хочется заниматься искусством, а не зарабатыванием денег.— Но какие-то предпочтения в профессии уже наметились?Дмитрий. Мне нравится развиваться в направлении сольной и камерной музыки. Обожаю играть в оркестре, мне нравится быть частью большой машины… Надеюсь, что этот факт мне не помешает: все-таки оркестр — это немножко другой профиль. Иногда посещают мысли, что неплохо бы этим делом управлять… В струнном квартете, где я играю, я и часть целого, и руководящее лицо — иногда получается неплохо. Когда ты солист, ты часть машины, но не можешь управлять, поэтому у солистов иногда возникают конфликты с дирижерами.— Но с нашим оркестром, по-моему, сложился хороший союз?
С Анатолием Ивановичем у нас, оказывается, схожие идеи, очень приятно с ним работать, спокойно и свежо. И хотя работаем мы в первый раз, мне очень нравится его видение. Очень убедительно, и видно, что коллектив доволен.Евгения Лёгкаяkarelinform.ru