Ответом на Шестую симфонию Чайковского, исполненную карельскими музыкантами в Ярославле, стала его же Пятая, которую ярославцы привезли в ПетрозаводскКарельская филармония принимала в октябре многочисленных гостей из центральной части России — Ярославский симфонический оркестр под управлением народного артиста России Мурада Аннамамедова.
Приезд такого огромного коллектива стал возможен благодаря реализации программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Министерства культуры РФ, действующей уже не первый год (благодаря ей в Петрозаводск приезжали оркестры Олега Лундстрема и Юрия Симонова), но впервые именно для региональных коллективов. Петрозаводские музыканты среди первых попали в этот список: симфонический оркестр Карельской государственной филармонии вместе с Анатолием Рыбалко ранее блестяще отыграл свою программу в Ярославле. Теперь настал черед ярославцев показать себя в Петрозаводске.
Ответом на Шестую симфонию Чайковского, исполненную карельскими музыкантами в Ярославле, стала его же Пятая, а во втором отделении Мурад Аннамамедов решил немножко пошалить, представив петрозаводской публике премьеру саундтрека к фильму Андрона Кончаловского «Щелкунчик» авторства своего друга Эдуарда Артемьева по мотивам бессмертной музыки Чайковского.
«Лицей» делится впечатлениями о концерте и фрагментом беседы с Мурадом Аннамамедовым.
… На вид каждый симфонический оркестр может показаться одинаковым — слева скрипки, справа виолончели, на галерке сверкают медью тромбоны с тубами… Правда, у Ярославского симфонического во всем свои нюансы: их тип рассадки соответствует так называемой американской традиции (которая распространена гораздо менее, чем привычная нам немецкая), когда справа располагаются как раз совсем не виолончели, а тоже скрипки, создавая арочную стереофонию между звучанием первых и вторых скрипичных партий, более же крупногабаритные струнные инструменты расположены по центру. Как позднее признался дирижер, такое положение дел вызвано особенностями строения концертного зала Ярославской филармонии — рельеф выступающей стены не позволял рассадить музыкантов иначе.
Однако, ярославцы действительно во многом являются особенным симфоническим оркестром. Во-первых, своим названием: кажется, единственный в стране он имеет приставку «губернаторский». Во-вторых, уникальной духовой группой. Как известно, именно валторна является ахиллесовой пятой почти каждого оркестра как наиболее сложный для сольного исполнительства инструмент, тембр которого очень тонко реагирует на амбушюр своего хозяина. Поэтому неудивительно, что знатоки с придыханием ждали знаменитого валторнового соло во второй части Пятой симфонии Чайковского, где плавная и бесконечная в своей тягучести лирическая мелодия должна прозвучать мягко и выразительно. Каков же был восторг слушателей, когда наконец по пространству зала разнеслись чудесные звуки валторны… Соло было исполнено идеально!
Оказавшись за кулисами среди оркестрантов, я тут же неистово на них обрушилась: «Покажите, покажите же мне этого человека, который извлекает такие божественные звуки из валторны!.." Человеком этим оказался Василий Федорович Чирков, а попросту дядя Вася, который на вопрос: «А можно сфотографировать вас для статьи?» лукаво улыбнулся из-под своих гусарских усов: «А по какой статье-то пойдем, по сто восьмой?!».
Исключительный оптимизм и невероятное чувство юмора также выгодно отличают ярославских музыкантов — от ударника до скрипача. Секрет, как мне кажется, заключается в энергетике, которую излучает сам лидер, дирижер Мурад Аннамамедов, обладающий невероятной харизмой и обаянием. Мурад Атаевич с радостью обращался к публике, делясь своими воспоминаниями:
— Вы знаете, со времен моей юности город Петрозаводск слыл как очень симфонический город. И ваш оркестр концертом в Ярославле подтвердил этот статус. Так тщательно, так страстно они явили себя в моцартовском отделении и, конечно, во втором, с музыкой Чайковского. Но мы оркестр самолюбивый! Вот думали все: не дотянем. Они Шестую сыграли, а мы всего лишь Пятую… Держите свой академический уровень! С такой публикой и поры открываются у музыкантов.
Во втором отделении концерта к огромному и без того симфоническому коллективу присоединились электрогитара, арфа и челеста, целая батарея ударных, а также хор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (хормейстер — Е. А. Дыга), чтобы всем вместе исполнить саундтрек Эдуарда Артемьева к фильму «Щелкунчик и Крысиный король» Кончаловского (2009).
Как рассказал дирижер, во время обдумывания музыки к фильму у режиссера возникла дилемма. C одной стороны необходимо было создать оригинальную партитуру, соответствующую всем голливудским стандартам, с другой — образ Щелкунчика и для каждого советского ребенка и взрослого неразрывно связаны с мультфильмом, волшебством новогодней ночи и, конечно же, музыкой Петра Ильича! Противоречие сумел разрешить Эдуард Артемьев, партитура которого стала взглядом современного композитора на знакомую всем нам с детства и любимую музыку Чайковского. Он мастерски завуалировал цитаты Маэстро в сонорную ткань, «завернув» их в разностилевые обертки, иногда самым неожиданным образом… Хочется поблагодарить всех музыкантов и отдельно солистов — Ладу Виняр (сопрано) и Александра Суханова (баритон) за великолепное исполнение, а дирижера Мурада Аннамамедова за редчайшую для петрозаводчан возможность услышать интересную и свежую партитуру.
— Вот видите, какой недисциплинированный оркестр! — жалуется Мурад Аннамамедов публике в завершение концерта. — Я им говорю — вставайте, а они не встают! А все потому, что есть кому вставать! — и жестом поднимает девять оркестрантов — выпускников Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Оказывается, и в Ярославском симфоническом есть частичка Петрозаводска.
Фото Карельской филармонии
ЕВГЕНИЯ БАННИКОВАgazeta-licey.ru