Новый коллектив филармонии Midland band представил белгородцам многогранную музыку.
Концерт «От классики и танго до джаза и рока», состоявшийся в минувшую среду в Белгородской государственной филармонии, оказался вечером открытий и контрастов. В его рамках состоялась презентация электронной виолончели и нового коллектива филармонии - эстрадно-джазового ансамбля Midland band. И в центре - противоречивая, но талантливая и деятельная личность, без которой ничего бы не случилось - один из ведущих виолончелистов филармонии Валерий Михайлов.
Семеро чудо сотворивших
Фигура музыканта в классическом белом костюме, рубашке цвета красный мак и изящный силуэт чёрно-белой электровиолончели. Одновременно он ею управляет и склонён перед ней - их взаимодействие непостижимо, их зависимость друг от друга очевидна. Музыкант словно обретает неведомую силу, инструмент - собственную волю. И первый ими извлечённый звук поражает и будоражит: он настолько объёмен, что, казалось, заполнил собой всё пространство. И один за одним из полумрака сцены проступали очертания музыкантов Midland band: флейта (Анжела Осипова), клавиши (Сергей Заваруев), ударные (Николай Антоненко), контрабас (Павел Могильниченко), гитара и бас-гитара (Николай Уваров), труба (Эдуард Борисовский).
То, что происходило далее, всё больше размывало грань между реальностью и иллюзией. Зародилось сомнение - то ли перед тобой сцена филармонии, то ли музыкальная площадка нью-йоркского ресторана… Звучала музыка разных направлений и жанров, объединённая одним отношением музыкантов к ней - вдумчивым и вдохновенным - и питаемая их энергетикой.
От словно хрустальной Ave Маria Франца Шуберта до страстных и полных пылкости «Танго свободы» аргентинского короля жанра Астора Пьяццоллы, «Кумпарситы» Херардо Родригеса, образца испанского болеро «Целуй меня крепко» (Besame mucho) мексиканки Консуэло Веласкес Торрес. От песен эстрадных «Мой путь» (My way), написанной Полом Анкой для Фрэнка Синатры, и «Тень твоей улыбки» (The schadow of your smile) Джонни Мэндела и Пола Фрэнсиса Уэбстера, ирландской народной «Боевая», лирической баллады «Вечная любовь» Жоржа Гарваренца, исполненной Шарлем Азнавуром, до Адажио из Концерта для гобоя и струнных ре-минор композитора эпохи барокко Алессандро Марчелло. Прозвучали композиции - Misty и Take five («Держи пять») прославленных джазменов Дэйва Брубека и Пола Дезмонда, игравших в стиле «прохладного» джаза, джазовую тренодию «Я помню Клиффорда» (I remember Clifford) Бенни Голсона, посвящённую памяти его друга джазмена-трубача Клиффорда Брауна.
Кульминацией вечера стал роковый блок - Фантазия на темы культового мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, в которой полностью нашла отражение борьба светлого и тёмного начал, и «Шоу должно продолжаться» (The show must go on) легендарной группы Queen. Музыканты потрясающе уловили тональность и настроение мелодии, написанной Брайаном Мэйем специально для Фрэдди Меркьюри, который, исполняя её, знал, что смертельно болен и ему осталось недолго. И в завершении - твистовая музыкальная тема фильма «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.
Отдельного внимания заслуживают собственные сочинения Валерия Михайлова - «Лотос», «Кантри» и «Фламенко». И если названия последних говорят сами за себя, то о «Лотосе» - композиции удивительно красивой - стоит рассказать подробнее. Здесь отчётливо прослеживается увлечённость Михайлова восточными единоборствами и философскими учениями - она вышла медитативной с экзотическим акцентом. «Чудо любви смерть побеждает всегда» - строка из его же стихотворения служит ключом для понимания заложенной в «Лотосе» идеи. Растущий в священных водах цветок - символ духовности и чистоты, появления на свет, бессмертия и вечной жизни, выступает у Михайлова метафорой любви, не имеющей ни начала, ни конца - только перманентное состояние её чувствования. Серебряными нитями ткали музыканты тончайшее полотно, и чудилось, что в этих музыкальных переливах сходятся все четыре стихии, рождая пятую - саму музыку. И сцена, подёрнутая дымкой, и чей-то мерный шёпот…
И не уместен разговор о возрасте публики - прекрасному оказались открыты белгородцы всех возрастов. А их отношение выдавали аплодисменты и во время исполнения… Так не принято, но так ли уж это важно, если порыв искренний? И долго не прекращали овацию, когда концерт подошёл к концу.
Влюблён как мальчишка
Перед началом концерта корреспондент «Белгородских известий» побеседовала с Валерием МИХАЙЛОВЫМ о его воплощённой мечте и новом исполнительском проекте.
- В ваших руках - электрическая виолончель, для Белгорода инструмент редкий. Представьте её.
- Тихая виолончель SVC-110 японского концерна Yamaha прибыла ко мне из Америки. Многие соотносят этого крупнейшего производителя лишь с мотоциклами. Но его история началась в конце XIX века именно с изготовления музыкальных инструментов. Электрические фортепиано, скрипки, контрабасы, барабаны, гитары и, конечно, виолончели фирма разрабатывает с 90-х годов прошлого столетия. Серию Silent, так её назвали, задумали для того, чтобы музыканты, не мешая соседям, могли заниматься дома. Но инструменты оказались настолько удачными, что профессионалы их полюбили, превратив в концертные.
- А как возникла ваша заинтересованность электровиолончелью? И как удалось приобрести её?
- Мечта об электровиолончели - давняя. Ещё будучи студентом училища, я загорелся этим необычным инструментом. Вдохновили музыканты британской группы Electric Light Orchestra, выступления которых часто наблюдал по телевизору. Тогда электроника была внове, направление это только развивалось. Спустя годы желание владеть электровиолончелью лишь усилилось. И, наконец, минувшим летом появилась возможность его воплотить. Инструмент недешёвый - более ста тысяч рублей. И чтобы добиться своего, пришлось продать машину. Счастье и восторг чувствовал я, впервые ощущая её в руках, моментально родились идеи творческих вечеров и концертов. И вот благодаря руководству филармонии они обретают жизнь.
- Многие профессиональные музыканты скептически относятся к электронным инструментам и сравнивают с академическими не в пользу первых. Что вас, одного из ведущих виолончелистов филармонии, привлекло в упрощённом инструменте? И в чём всё же принципиальное отличие электровиолончели от классической?
- Я в самом начале пути постижения этого инструмента - только начинаю изучать и раскрывать его возможности. Но уже могу сказать, что, несмотря на все достоинства классической виолончели, у электронной гораздо больше исполнительских возможностей. Уверяю вас как музыкант, прежде всего академический, - она ничуть не уступает, а в таких направлениях, как джаз и рок, пожалуй, превосходит свою классическую версию. С профессиональной точки зрения, на электровиолончели легче играть. Она быстрее отвечает - выше скорость звукоизвлечения. Акустический инструмент нужно «продавливать», то есть большая часть усилий уходит на то, чтобы «пробить» зал по акустике. В результате - музыкальность страдает. У электрического таких недостатков нет, а значит, с его помощью можно расцвечивать музыку тонкими красками и в этом смысле выходить за пределы возможностей обычной виолончели. В ней меня привлекает и возможность реализовывать любые музыкальные идеи, которых у нашего новообразованного коллектива в избытке.
- То есть для вас не существует минусов электровиолончели?
- Абсолютно. Смешно сказать: я влюблён в инструмент как пятнадцатилетний мальчишка (смеётся).
- Вами упомянут новообразованный коллектив. Эстрадно-джазовый ансамбль Midland band, как вы его назвали, уже через несколько минут представят публике. Как его примут - вопрос ближайшего будущего. Ваш же проект «Виолончель и её джентльмены» - квинтет из четырёх виолончелей и контрабаса, состоявшийся в феврале-марте нынешнего года, - отмечен признанием слушателей. Будет ли у него продолжение?
- Начало у «Виолончели и её джентльменов» действительно оказалось успешным. Уже неоднократно возникали предложения повторить его в нынешнем сезоне. Буду рад, если так и случится. Тогда и в его рамках исполню некоторые произведения на электровиолончели. Думаю, это только обогатит звучание ансамбля. Midland band - проект сегодняшний. Он кардинально отличается и по концепции, и по репертуару, и по реализации тех редких композиций, которые являются общими для обоих коллективов. Здесь смещение происходит в сторону эстрадной музыки, и даже вошедшие в программу концерта классические произведения предстают в ином ракурсе - их звучание стало очень современным.
- Аранжировки, как и в прошлый раз, делали вы?
- В случае с концертом Midland band речь идёт о сотворчестве и сотрудничестве на равных. Вниманию слушателей предложим версию, много отличную от первоначального замысла, поскольку готовые аранжировки не только перерабатывались на репетициях, но и в ходе них возникали. Появлялись идеи, которые нельзя было проигнорировать, и мы мобильно реализовывали их. И даже мои сочинения в этом составе обрели другое звучание. Единый организм - вот кем мы стали.
- По какому принципу вы приглашали музыкантов для участия в ансамбле?
- Первый критерий - профессионализм. Второй - увлечённость: у всех музыкантов Midland band горят глаза, это люди, которые дышат музыкой. Мы много работали, засиживались допоздна, и никто не хотел покидать репетиционную базу.
- Контрабас, флейта, гитара, бас-гитара, клавиши, труба, ударные… Все эти инструменты и образовали Midland band. Правильно я понимаю, что они помогают высветить все грани звучания центрального - электровиолончели?
- Именно. Мы постараемся представить все возможности электровиолончели, показать её не только с позиции сольного инструмента, но и ансамблевого, где она играет не менее важную роль. С таким набором коллектив легко трансформировать для решения любой задачи.
- Название концерта «От классики и танго до джаза и рока» отправляет к нашумевшему весеннему фестивалю и личности выдающегося виолончелиста Борислава Струлёва, благодаря которому во многом он и состоялся. Струлёв объяснял, что именование «От классики до джаза» существует уже на протяжении многих десятилетий, это некий общемировой и растянутый во времени музыкальный проект. Как вы себя вписываете в этот контекст?
- На мой взгляд, мы входим в эту взаимосвязь очень органично, продолжая славные традиции. Мы плавно проведём слушателей от истоков музыки - классики - до джазовых традиций и завершим музыкой конца XX века - выстроим историческую культурную горизонталь. Подобные проекты выходят за рамки представлений об обычном формате концертов, собственно, в этом один из главных секретов их популярности у слушателей.
С Бориславом мы не только коллеги, но и друзья. Своей энергетикой он заразил меня и музыкантов: теперь мы стремимся продолжать и развивать то, чем занимается он и чему белгородцы стали свидетелями в апреле этого года. И надеемся, у нас всё получится...
Екатерина ШАРОНОВА, «Белгородские известия»