29 ноября в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся второй концерт абонемента «Камерные вечера». Произведения И. С. Баха, П. Нардини и Р. Шумана прозвучали в исполнении альтиста Алексея Людевига (г. Санкт-Петербург) и пианистки Ирины Соколовой (г. Белгород).Собравший полный зал концерт был одним из нечастых в нынешних афишах концертным вечером, который не был приурочен ни к юбилейной дате, ни к памятному событию. Звучали произведения «золотого фонда» камерного репертуара в исполнении первоклассных исполнителей, и это было как всегда свежо, ново и интересно, ибо «талант — единственная новость, которая всегда нова».
Известный далеко за пределами нашей страны много и активно концертирующий альтист Алексей Людевиг — из семьи потомственных петербургских музыкантов. Выступления его отца, альтиста Алексея Людевига, памятны жителям северной столицы с 60–70-х гг. прошлого века, и сегодня Людевиг-старший принимает участие (как дирижёр) в концертах своего сына.
А. Людевиг-младший обучался игре на альте у своего отца, а также у Юрия Башмета и Дмитрия Шебалина, дирижированию — у Мариса Янсонса. Основатель и руководитель одного из лучших советских камерных оркестров Рудольф Баршай характеризовал Людевига-младшего как блестящего альтиста и выдающегося музыканта; как исполнителя огромного таланта, гибко владеющего всеми музыкальными стилями; исполнителя, который умеет извлекать необыкновенно разнообразные краски из своего инструмента.
Сегодня Алексей Людевиг — профессор Петербургской консерватории (как и его отец) — известен как много гастролирующий исполнитель-солист, выступющий с ведущими симфоническими оркестрами разных стран; как участник различных международных фестивалей, в том числе и петербургского Международного фестиваля камерной музыки «Серебряная лира»; как организатор и участник камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга»; как художественный руководитель санкт-петербургского фестиваля искусств «Новый Серебряный век».
С Алексеем Людевигом Белгород познакомился ровно год назад на 4-м Фестивале современной музыки — он с успехом выступил в Концерте-литургии для солирующего альта с оркестром «Оплаканные ветром» Гии Канчели. Сегодня белгородские слушатели с восхищением принимали выдающегося музыканта в инструментальном дуэте с Ириной Соколовой — в ансамбле, который звучал так, словно исполнители играли друг с другом долгие годы.
Хорошая акустика Малого зала Белгородской филармонии служила прекрасной оправой очень красивого звука альта — Алексей Людевиг играет на инструменте работы Антонио Мариани 1661 года. Два отделения разностилевой с однонаправленным вектором программы — от 18 века к романтизму — дополняли цельное впечатление.
Первое отделение открыла 4-частная Соната № 2 Ре-мажор BWV 1028 для виолы да гамба и клавира И. С. Баха. Бах написал большинство своих камерных сочинений (в том числе, три сонаты для старинной виолы да гамба, предшественницы современного альта) в период жизни в Кётене (1717–1723). Соната Баха прозвучала в очень сдержанной, благородной манере, с предельно выразительной, «говорящей» фразировкой. Слушать диалог двух равноправных партнёров, когда альтист и пианистка давали высказываться друг другу, спорили или единодушно соглашались друг с другом, было захватывающе интересно.
Следом прозвучала шумановская Соната для скрипки и фортепиано № 1 ля-минор соч. 105 в переложении для альта и фортепиано современного американского альтиста и дирижёра Милтона Катимса (1909–2006). Соната была написана Робертом Шуманом в 1851 г. в Дюссельдорфе, немецком «Париже на Рейне», куда композитор переселился в 1850 году. Этот переезд дал Шуману новые силы и ещё несколько последних лет полноценной творческой жизни. Именно здесь появляются три его сонаты для скрипки и фортепиано. К их сочинению Шумана побудил концертмейстер лейпцигского оркестра скрипач Фердинанд Давид, который попросил композитора написать сочинения в современном стиле для скрипки и фортепиано.
Первая часть вся проникнута тревогой и тоской, словно звучит одна навязчивая беспокоящая мысль. Вторая приносит отдохновение сменой лёгких разнообразных настроений, но в финале беспокойство возвращается с новой силой, как будто мысль вновь попадает в замкнутый круг, откуда нет выхода.
Второе отделение началось трёхчастной Сонатой Пьетро Нардини (1722–1793), итальянского скрипача, композитора и педагога. Скрипач Леопольд Моцарт, отец великого Вольфганга Амадея, особо отмечал в исполнении Нардини красоту, чистоту и ровность звучания. Нардини остался в истории как представитель стиля предклассицизма, культивировавшего галантность и бесстрастность, граничившую порой с аэмоциональностью.
По контрасту с ним далее вновь возник пылкий романтик Роберт Шуман. Были исполнены 3 пьесы-фантазии («Fantasienstucke») соч. 73 1849 г. — одно из самых популярных произведений романтического камерного репертуара, которое играют почти все исполнители на духовых, струнных инструментах, и даже валторнисты.
Цикл был написан в годы жизни в Дрездене (1844–1849), тогда спокойном и тихом городе, куда Шуман переехал по совету врачей. Здесь композитор вёл внешне упорядоченную и размеренную жизнь, сочиняя, однако, много и самозабвенно. Здесь им были написаны пятьдесят три опуса — почти треть всего его творческого наследия. Именно музыка выдавала скрытую от глаз интенсивность внутренней жизни композитора в это время. В 1849 г он написал несколько ансамблей для различных инструментов с фортепиано.
Три пьесы-фантазии соч. 73 были предназначены для скрипки или кларнета с фортепиано, но Шуман специально указал, что сольная партия может исполняться и другими инструментами. Соч. 73 относится к области т. н. «домашней музыки» (Hausmusik), т. е. той, которую можно было исполнять и на концертной эстраде, и в дружеском домашнем кругу.
Не случайно цикл первоначально назывался «Вечерние пьесы», т. е. предназначался для вечерних домашних концертов. Здесь объединены три разнохарактерные пьесы, которые композитор предписывает исполнять: первую — «нежно и выразительно»; вторую — «оживлённо и мягко», третью — « живо и с огнём». Весь цикл Шуман резюмирует бурной последней пьесой, вплетая в неё мотивы двух предыдущих.
Концерт закончился не только дружными горячими аплодисментами, но и тремя «бисами» — изящной, ироничной пьесой «С улыбкой к Славе» Г. Канчели, которая была написана к юбилею М. Ростроповича в 1997 г., и двумя знаменитыми вальсами Ф. Крейслера «Муки любви» и «Радость любви».
Публике явно не хотелось уходить — трудно было расставаться с обаянием атмосферы, в которую исполнители погрузили зал. В наше время некоммуникабельности и утраты дружеских душевных контактов между людьми всё яснее становится тот факт, что «нет в мире драгоценней уз, чем те, что связуют человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери). И что, как не музыка, особенно камерная, лучший в этом помощник?
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото автора)http://www.afishka31.ru/news/culture/2812.html