Детский исторический журнал «Автобус» № 2: «Nota bene!» — ЭТО НОВЫЙ КОНКУРС!
В нашем городе родился новый международный музыкальный конкурс для детей и юношества — «Nota Bene!» (с латыни — «заметь», «обрати внимание»). В апреле завершилось подведение его итогов, и 28 мая в Малом зале Филармонии состоится награждение лауреатов. Как родилась идея конкурса и как он проходил, я попросил рассказать его устроителей — Анастасию Мазанкину (руководителя творческого объединения «Nota Bene») и Анастасию Ровинскую (исполнительного директора Центра Современного искусства).Игорь ВоеводскийИгорь Воеводский. Я хотел поговорить о возникновении нового конкурса. Я очень надеюсь, что он будет очень успешным и многолетним, и когда-нибудь, через 20−30 лет, вы скажете, что первым нас заметил журнал «Автобус».
Анастасия Мазанкина. Конечно, мы именно так и скажем.
ИВ. Давайте начнём с того, как возникла идея. Ведь музыкальных конкурсов много, лауреатов много, зачем ещё один?
Анастасия Мазанкина. Идея возникла у меня. Я послала видеозапись моей дочери на такой же интернет-конкурс в Америку. И, о чудо, мой ребёнок получил Гран-при в своей номинации, и её пригласили играть
в Карнеги-Холл. В 10 лет ребёнок играет в Карнеги-Холл… С дочкой поехала моя мама. И то, что они мне рассказали, подтолкнуло к идее создания конкурса в России. У нас огромная страна, и многие дети не могут приехать и поучаствовать в конкурсе «вживую», потому что у их родителей нет на это средств. «Почему бы нам не сделать тоже интернет-конкурс?» — подумала я. Чтобы дети из Владивостока или из Якутии смогли проявить свой талант и стать лауреатами, не выезжая из своего города или даже деревни. Уже потом лауреаты Гран-при и первых премий могут приехать в Санкт-Петербург и сыграть в лучших залах Северной столицы!
И, о радость, всё получилось. Концерт лауреатов Первого конкурса «Nota bene!» состоится 28 мая в Малом зале филармонии.
Анастасия Ровинская. Приедут из Москвы, из Испании, из Кирова (Вятки)… Мы, как Центр современного искусства, давно мечтали организовать конкурс для детей, для молодёжи. Разные были идеи. Но мы придумывали очные конкурсы: первый тур, второй тур, финал и так далее. Для этого требовались очень большие суммы. На членов жюри, на гонорары, проживание, залы для концертов, на призы. Каких только спонсоров мы ни пытались привлечь!
И тут появилась Настя с идеей интернет-конкурса. Затем удалось собрать жюри — 80 известнейших музыкантов согласились работать бесплатно! Мы можем снять Малый зал филармонии для концерта лауреатов, но всё остальное у нас минимально по затратам.
Анастасия Мазанкина. Удивительно, что все члены жюри, которым мы говорили, что у нас стартовый проект, что просим работать бесплатно, — готовы на тех же условиях остаться с нами и в следующем году. И ведь это действительно мировые величины!
Анастасия Ровинская. И лауреаты конкурса получились очень достойные! Мы, если честно, первое время после объявления конкурса волновались, что заявок нет. Потом уже нам сказали, что так на любом конкурсе: сначала люди раскачиваются, а потом все сразу начинают подавать заявки.
Анастасия Мазанкина. К первому конкурсу присматриваются, смотрят, как пройдёт. И вот уже есть результаты: пишут педагоги из разных городов — хотят, чтобы их ученики участвовали в следующих наших конкурсах, потому что…
Анастасия Ровинская. …потому что уровень лауреатов, действительно, очень высокий. Жюри не делало скидки на то, что конкурс первый, или ещё на что-то — голосовали абсолютно объективно. После объявления результатов некоторые лауреаты просили быстрее выслать диплом, так как они подавали заявку на президентскую или губернаторскую стипендию.
ИВ. То есть, участие в вашем конкурсе даёт им шанс, помимо творческого, ещё и экономический — получить какие-то стипендии или гранты?
Анастасия Ровинская. Да, да, конечно.
Анастасия Мазанкина. Наш конкурс — международный (члены жюри живут, преподают, выступают в разных странах мира), и он у нас максимально честный, потому что члены жюри, находясь в разных концах мира, просто ставят оценки по десятибалльной системе.
Нам присылают видеозаписи, и мы их размещаем на YouTube. На официальном сайте конкурса есть раздел, в который каждый член жюри входит под своим логином и видит исключительно видео, где даны имя и возраст участника. Там он выставляет свои отметки по десятибалльной системе. Никто из членов жюри не видит чужих оценок.
Мы решили сделать масштабный конкурс -конкурс конкурсов! Конкурс вокалистов, пианистов, арфистов, исполнителей на струнных-смычковых, духовых (медных, деревянных), русских народных инструментах, ударных… И получается, что у нас достаточно много первых премий. И вообще премий у нас много. Получается 8 конкурсов в одном.
ИВ. Сколько судей в каждой номинации?
Анастасия Мазанкина. По каждому инструменту своё жюри — минимум три человека. У скрипачей четыре из разных точек мира, у гусляров четыре, у баянистов вообще пять. И так по каждому инструменту.
Анастасия Ровинская. От 3-х до 5-ти,
ИВ. И поэтому жюри состоит из 80 человек?
Анастасия Ровинская. Да.
ИВ. Такого вообще не бывает!
Анастасия Мазанкина. В том-то и дело, что нам это удалось сделать! И все члены жюри — концертирующие музыканты, лауреаты самых престижных конкурсов. Например, пианист Алексей Чернов, который с 15 лет выступал с Российским национальным оркестром, а сейчас преподаёт в Музыкальной школе при Московской консерватории; или всеми любимый в Санкт-Петербурге Пётр Лаул; а Артём Чирков — единственный контрабасист, давший сольный концерт в Карнеги-Холл. Он считается самым лучшим контрабасистом в мире. Артём играет в Заслуженном коллективе, оркестре Петербургской филармонии. У вокалистов член жюри — Лариса Юдина, солистка Мариинского театра. Перечислять можно бесконечно! Некоторые члены жюри постоянно живут в Австрии, Италии, Украине, Белоруссии, Чили. Скрипач и дирижёр Фабио Пирола не только судил скрипачей, но и будет дирижировать концертом 28 мая.
Анастасия Ровинская. Вся информация о них — на сайте
musicnotabene.com Почётный председатель жюри — известный в прошлом солист Мариинского театра, народный артист России Константин Ильич Плужников. На всех дипломах будет список членов жюри и подпись Почётного председателя.
Анастасия Мазанкина. А все остальные члены жюри — молодые. Мы хотели, чтобы детей судили выдающиеся, но молодые музыканты, которые сами недавно участвовали в конкурсах. Нам хотелось, чтобы люди шли на молодые имена! Вот прямо на днях Павел Качнов сам, как конкурсант, получил 1 премию в престижном 26-м Международном конкурсе «Читта ди Канту», Италия (International piano and orchestra competition Citta di Cantu).
Анастасия Ровинская. Мы боялись, что видеозапись не позволит качественно отобрать по
бедителей. Но в итоге, когда определились наши лауреаты, мы увидели, что и на очных конкурсах они тоже побеждают…
Анастасия Мазанкина. …и становятся лауреатами и дипломантами на самых известных очных конкурсах.
ИВ. Как проходил сам конкурс? Члены жюри слушали записи. Что было потом?
Анастасия Ровинская. Они выставляли оценки по десятибалльной системе. Могли поставить и 6,5, и 5,5 — и т. д. Дипломы получили участники, набравшие не менее 6 баллов. Третье место — 7 баллов и выше. Второе место — 8 баллов и выше.
Первое — 9 и выше.
Анастасия Мазанкина. А если от 9,5 до 10, то
мы присуждаем Гран-при. В этом году присудили только два Гран-при.
ИВ. Члены жюри только выставляют баллы? А ещё какие-нибудь комментарии оставляют?
Анастасия Ровинская. По желанию.
ИВ. Но эти комментарии на сайте видите только вы?
Анастасия Мазанкина. Да, только мы. Но члены жюри готовы открыто всё прокомментировать, говорят: «Давайте всем наши контакты». Они все есть в соцсетях — Facebook, ВКонтакте и других. У них есть персональные сайты. Члены жюри не созваниваются, не спрашивают друг у друга: «Чей это ученик? Говорили ли тебе про него?» У нас такого нет. Послушал, оценил, поставил свой балл. А мы подсчитали и вывели средний балл.
ИВ. Возрастные категории назовите.
Анастасия Мазанкина. Возрастные категории мы будем менять, но на данный момент: до 8 лет, потом 9−12,13−16,17−20. А сейчас мы решили в следующем году, по объективным профессиональным причинам сделать три категории: до 10 лет, 11−14 и 15−18. Но это уже на следующий год.
Анастасия Ровинская. В этом году мы хотим дать возможность участвовать в заключительных концертах лауреатам разных степеней. В три часа дня 28 мая в Доме композиторов выступят лауреаты, которые будут играть сольно, либо в сопровождении фортепиано. Вечером того же дня в Малом зале филармонии состоится торжественная церемония награждения лауреатов. После чего с оркестром выступят ещё семь молодых музыкантов.
Анастасия Мазанкина. Хочу сказать, что в этом году оркестры для наших лауреатов играют бесплатно! Это Русский оркестр «Северный город» — его художественный руководитель и дирижёр Олеся Иванова — и Молодёжный камерный оркестр «Летания», художественный руководитель Анастасия Феоктистова.
Анастасия Ровинская. В этом году концерт в Филармонии состоится 28 мая, и мы уже на следующий год на 27−28 мая забронировали Малый зал Филармонии под концерты лауреатов Второго Международного юношеского конкурса классического сольного исполнительства «Nota bene!»
Анастасия Мазанкина. В нашем конкурсе бесплатно, без регистрационного взноса участвуют дети с ограниченными физическими возможностями и воспитанники детских домов.
У восьмилетней исполнительницы на блок-флейте недоразвитость левой руки, но это не помешало ей занять второе место. Братья-близнецы — тромбонисты из Москвы, один из которых с ДЦП (церебральным параличом), но оба получили 3-е место, т. к. члены жюри не нашли разницы в их исполнении. Тут вообще было несколько забавно. Мы пересматривали практически покадрово их видеозаписи, т. к. мальчики играли одинаковую программу и были в одинаковых рубашках — и их исполнение минимально отличалось друг от друга. Мы даже поначалу заподозрили, что нас хотят обдурить, и это играет один мальчик. Среди лауреатов конкурса есть слабовидящие брат и сестра — скрипачи. Девочка заняла первое место, она будет играть с оркестром. Её брат занял третье место. Члены жюри на записи не увидели, чем эти дети отличаются от других. Когда их мама узнала об этом, она сказала, что для детей очень важно, что им не делают никаких поблажек.
Наш конкурс — конкурс, в котором нет преград. Мы не разделяем детей. Если человек талантлив, он может соревноваться.
ИВ. Каков размер регистрационного взноса для всех остальных?
Анастасия Ровинская. 2500 рублей. На очных конкурсах взносы такие же, но совокупность итоговых затрат в разы выше. У нас же эти деньги лишь частично покроют аренду зала, рекламу и полиграфию. Ещё нужны деньги на оркестр в концерте членов жюри. Будем оплачивать из средств Фонда.
ИВ. Давайте же, наконец, назовём имена лауреатов, занявших самые высокие места!
Анастасия Мазанкина. С удовольствием!
Гран-при получили:Майя Максименко баян, Минск, Беларусь, 8 лет Анастасия Махамендрикова, ф-но, Москва, 13 летЛауреты первой премии:Екатерина Слободина скрипка, Киров, 8 летМайя Казарина, гитара, Санкт-Петербург, 10 летАлександр Рахимов, баян, Буй Костромской обл.,11 летЕва Геворгян, ф-но, Москва, 11 летИван Плаус, тромбон, Авила, Испания, 11 летДиего де Сантьяго Ботта, контрабас,Мадрид, Испания, 13 летЕлизавета Захарова, скрипка, Санкт-Петербург,15 летАлександр Болотин, ф-но, Санкт-Петербург,15 летМария Зимина, арфа, Санкт-Петербург, 14 летNB. Ну что ж, пожелаем ребятам удачного выступления на заключительных концертах конкурса и удачи во всех их делах!
Газета «Играем сначала» № 6: ЧЕСТНОСТЬ ВО ВСЕМ
I Международный юношеский конкурс классического сольного исполнительства Nota bene! может войти в Книгу рекордов Гиннесса по числу приглашенных членов жюри: 80 известных во всем мире музыкантов из разных стран выбрали своих лауреатов
Две петербурженки: пианистка Анастасия Мазанкина, генеральный директор ООО «НОТА БЕНЕ», и Анастасия Ровинская — исполнительный директор Фонда поддержки музыкального, театрального и художественного развития «Центр современного искусства» воплотили свой пилотный проект. Миссия Nota bene! — организация дистанционных выступлений для большого числа талантливых детей из России и зарубежья, проживающих в малых поселениях и крупных городах, так как не всегда возможности их родителей соответствуют размерам материальных затрат в поездках на очные конкурсы.
Потому-то, даже не зная, что конкурс задуман как уникальное по структуре мероприятие, желающих отправить заявку оказалось достаточно много. К удивлению, из Москвы оказалось больше претендентов, чем из Санкт-Петербурга. В итоге — 277 участников, в том числе из Владивостока и Калининграда, Якутии и Крыма, Урала и Средней полосы России, а также из Белоруссии, Украины, Испании, Китая и даже Чили!
Вряд ли все, кто отозвался, рассчитывали на абсолютную объективность конкурса. Чего греха таить, в подобных мероприятиях предвзятое отношение жюри к участникам, особенно если они районного значения, не такая уж редкость: кто-то из директоров знаком с членом комиссии и во время очередного звонка «просто так» сообщает, что его ученик будет среди тех, кто соревнуется за лауреатство. И не придерешься…
ВСЕ — РАВНЫ
С самого начала организаторы конкурса Nota bene! задумывались над тем, как сделать шансы участников максимально равными, тем более что среди них находилась большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, прежде всего, создали невероятный по количеству состав жюри. На каждую номинацию, на каждый инструмент — свои знаменитости! Благодаря онлайн-формату никто из них не отказался выделить время, чтобы просмотреть видеозаписи юных музыкантов и выставить баллы (не прерывая своих репетиций или гастролей).
Единственный «сюрприз» для жюри, притом имеющий очень важное значение, с точки зрения оргкомитета, — видеозаписи должны были приходить к каждому из членов жюри по одной. Почему?
Все просто. Когда перед глазами идет череда участников, невольно начинается сопоставление их между собой: этот лучше того, но хуже следующего, — и мнение члена жюри меняется даже об аттестованном конкурсанте. Здесь этот момент был полностью исключен: после оценивания член жюри уже технически не мог ничего изменить. Переголосовать было невозможно! То же самое касалось и приза зрительских симпатий: чтобы выразить свое мнение, следовало вступить в группу «ВКонтакте», где разыгрывался приз зрительских симпатий среди лауреатов I степени и Гран-при.
Еще один момент, связанный с объективностью оценки, — у членов жюри не было возможности посоветоваться: многие из судей не только находились в разных странах, но и вовсе были друг с другом не знакомы. Все это действительно имело большое значение, тем более что записи были разного качества: принимались и концертные, и даже с обычных уроков — никаких специальных приготовлений, стартовать пришлось, что называется, с места.
И это тот самый момент, который уравнял шансы здоровых и детей с ограниченными возможностями: членам жюри было известно только имя участника и его возраст. Вычислить, кто есть кто, по записям было почти невозможно. Вот и стала победительницей блестяще сыгравшая в Санкт-Петербурге Третью часть Концерта Мендельсона 15-летняя слабовидящая скрипачка, которая не получила от жюри никаких скидок, — так же, как и все остальные участники. Если посмотреть видео близнецов-тромбонистов (3-е место), никому и в голову не придет, что один из мальчиков имеет диагноз ДЦП, а призер в номинации «Блокфлейта» родилась с крохотными пальчиками на левой руке. Результаты задумок Творческого объединения Nota bene! поразили мир и произвели скачок в конкурсном движении.
ЩЕДРОЮ МЕРОЮ
Первый международный конкурс Nota bene! — это беспрецедентный случай по всем статьям, включая дилемму: можно ли получить объективную оценку компетентного жюри в дистанционном показе. «Конечно, мы сознательно разрушаем все стереотипы онлайн-соревнований. Наш конкурс тоже проходит по видеозаписям, но это — не конкурс видеозаписей», — заявили авторы идеи.
Еще одним условием, с которым согласились все 80 членов жюри, — работа на безвозмездной основе. Это убедительно подтверждает формулу: «добро порождает добро», которая доказывалась вплоть до финала, включая гала-концерт. Да и по завершении Nota bene! — тоже. Например, команда пейнтбольных клубов Snaker, «Гарнизон» и «Рикошет» организовала детям музыкально-патриотическую игру по станциям «Зарница» в поселке Горелово. Российские члены жюри: тромбонист Дмитрий Андреев (Санкт- Петербург), скрипачка Елена Корженевич (Москва), флейтист Николай Попов (Санкт-Петербург-Москва) и пианист Алексей Чернов (Москва) — провели для лауреатов I степени бесплатные мастер-классы. А всем без исключения лауреатам сопровождение оркестра и дирижер во время выступления предоставлялись бесплатно. Даже некоторые администрации городов, откуда они прибыли, сразу сочли конкурс весомым и выделили из бюджета необходимые средства на проезд в Санкт-Петербург.
За время подготовки и проведения конкурса Nota bene! невиданную по своему размаху поддержку конкурсу оказали петербургские организации, связанные с музыкальным искусством и даже вовсе с ним не связанные. Это Музыкально-просветительский колледж им. Б. И. Тищенко, ассоциация «Русская Традиция» Союза композиторов Санкт-Петербурга, общественная организация «Красивый Павловск», Центр развития социальных программ «Помощь детям», агентство путешествий «Эклектика», детский исторический журнал «Автобус», а также московский Центр роговой и духовой музыки.
Каждый внес в мировую премьеру свою лепту. А. Мазанкина и А. Равинская готовы засвидетельствовать, что все, кто активно поддержал Nota bene!, получили от конкурса не меньше радости и удовлетворения, чем дети, которых ожидала бесплатная экскурсия по музыкальному Санкт-Петербургу на бесплатно арендованном автобусе. Тем более что гидом был руководитель турфирмы Игорь Воеводский. Это стало ярчайшим открытием для гостей Северной столицы и, может быть, уникальной возможностью собственными глазами увидеть красоту знаменитого на весь мир Исаакия, Медного всадника и мистических свидетелей минувших тысячелетий — мраморных сфинксов на Университетской набережной, вывезенных с раскопок в Фивах.
ЧУДО РЯДОМ
«Затевая проект, — вспоминает Анастасия Мазанкина, — мы поставили цель помогать развиваться талантливым детям не только в нашем городе. У нас огромная страна, представьте, сколько способных и по-настоящему одаренных ребят живут на ее просторах? Но большинство из них, к сожалению, не имеет никакой возможности участвовать в конкурсах. Значит, необходимо предложить такие проекты, затраты на которые со стороны родителей будут сведены к минимуму. Так и получился конкурс Nota bene! — первый, но не последний. В дни, когда проходили заключительные конкурсные мероприятия, как раз праздновался день рождения Санкт-Петербурга. И нам кажется, что гала-концерты — это хороший подарок нашему городу!»
25 мая во Дворце Белосельских-Белозерских прошел большой концерт членов жюри в сопровождении камерного оркестра, в котором приняли участие Алексей Чернов (фортепиано), Серафима Верхолат (саксофон), Алексей Несвит (ксилофон), Елена Корженевич (скрипка), из Белоруссии — Трофим Антипов (баян). А 28 мая состоялся гала-концерт юных исполнителей в Доме композиторов, где они выступили сольно или с концертмейстерами. Затем уже в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии прошло торжественное награждение и концерт лауреатов Гран-при и лауреатов I степени.
Кстати, все выступления в рамках гала поддержали Русский оркестр «Северный город» (худрук и дирижер Олеся Иванова) и молодежный камерный оркестр «Летания» (худрук Анастасия Феоктистова, дирижер — итальянец Фабио Пирола). Ведь такой конкурс стал и вправду важным событием не только для организаторов и участников, но и в целом для культурной жизни страны: появился новый, ни на что не похожий коллективный музыкальный конкурс, в котором приняли участие музыканты со всего мира. Посмотрели бы вы, как горячо принимали ребят утонченные петербуржцы.
НАС ЖДУТ ВЕЛИКИЕ ДЕЛА
Все лауреаты I степени и Гран-при были премированы бесплатным участием в I Международном конкурсе музыкальной миниатюры, который Анастасия Мазанкина и Анастасия Ровинская планируют провести этой осенью в качестве камерного продолжения конкурса Nota bene!, но уже без возрастного лимита и с прибавлением номинации «Ансамбли». Тогда же состоятся концерты известных музыкантов и серьезный международный конкурс для профессиональных пианистов и вокалистов им. Николая Метнера. Приглашаются все желающие, условия остаются неизменными. Информация и положения о конкурсах уже размещены на сайте musicnotabene.com.
Участники конкурса классического сольного исполнительства Nota bene! буквально засыпали оргкомитет благодарственными письмами. И дело не только в высоком уровне профессионализма организаторов, в их энтузиазме, но еще и в том, что в основе замысла лежит скрупулезная честность и сермяжная правда о том, что чужих детей не бывает.
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «NOTA BENE»Гран-при:
-Майя Максименко — 8 лет (баян), Минск/Белоруссия
-Анастасия Махамендрикова — 13 лет (фортепиано), Москва
I премия:
-Екатерина Слободина — 8 лет (скрипка), Киров
-Майя Казарина -10 лет (гитара), Санкт-Петербург
-Александр Рахимов — 11 лет (баян), пос. Буй Костромской области
-Ева Геворгян — 11 лет (фортепиано), Москва
-Иван Плаус — 11 лет (тромбон), Авила/Испания
-Диего де Сантьяго Ботта — 13 лет (контрабас), Мадрид/Испания
-Елизавета Захарова — 15 лет (скрипка), Санкт-Петербург
-Александр Болотин -15 лет (фортепиано), Санкт-Петербург
-Мария Зимина — 14 лет (арфа), Санкт-Петербург
Приз зрительских симпатий:
-Екатерина Слободина — 8 лет (скрипка), Киров
-Майя Максименко — 8 лет (баян), Минск/Белоруссия
Хлебникова Алла
2016−06−30http://www.gazetaigraem.ru
Это очень радостный для нас момент. Благодарность всем участникам: как жюри, так и конкурсантам.