18 мая в 18−30 состоится концерт Архангельского филармонического камерного оркестра под управлением его художественного руководителя Владимира Онуфриева. Солистом выступит заслуженный артист России, петербургский виолончелист Олег Сендецкий. В конце апреля Олег Петрович уже побывал в Архангельске, он выступал в составе симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, и в качестве солиста исполнил с оркестром большую симфоническую поэму Эрнеста Блоха «Шеломо» в первой из двух представленных программ оркестра Мариинки.
Олег Сендецкий: «С Владимиром Михайловичем мы познакомились в Нижнем Новгороде и очень легко нашли общий язык. А в Архангельске я уже не в первый раз, бывал здесь 7−8 лет назад. Тогда мы тоже играли в Кирхе, мне запомнилось, что этот концертный зал был когда-то церковью. Меня тогда всё вокруг поражало, я с большим восторгом видел жизнь Севера. Не знаю, как для других, но для меня ещё в детстве было мечтой вырваться за пределы города, я читал какие-то романы про геологов, разведчиков, которые работают где-то в лесах. Меня это всегда притягивало. И когда я впервые приехал сюда, не было, конечно, времени на прогулки по лесу или берегу реки, но само ощущение северного города было очень сильным. Деревянные дома и мостовые… Есть ли они сейчас, я не знаю, но тогда я ходил по этим мостовым, мне было настолько приятно соприкоснуться с давними временами, это было удивительно! Я до сих пор вспоминаю эти мостовые, они — будто связь между разными веками. Даст Бог, будет ещё время погулять здесь и всё посмотреть».
Музыканты исполнят «Две пьесы для струнного оркестра» соч. 46 bis и Сонату для виолончели № 1 Николая Яковлевича Мясковского (1881−1950), «Монолог» для виолончели и камерного оркестра Вадима Салманова (1912−1978) и «Симфониетту для струнного оркестра» Бориса Чайковского (1925−1996).
Владимир Онуфриев: «Так получается, что музыка в программе большей частью не известная широкому кругу слушателей. Но человек, который придёт и услышит её, сделает для себя большое открытие. У всех, кто касается такой музыки, возникает вопрос: почему её не играют? Сам Олег Сендецкий тоже многим не известен, ведь вся его творческая жизнь сейчас посвящена службе в Мариинском театре. В оркестре он опора, он великолепный музыкант и педагог, настоящий профессионал и хороший человек».
Мясковский, Салманов, Борис Чайковский — их творчество, за небольшим исключением, приходится на «советский» период музыкальной истории. Очень долгое время и для музыкантов, и для слушателей само словосочетание «советская музыка» было синонимом чего-то обязательного, скучного, неяркого и неинтересного. Разумеется, музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна пользовалась громким и заслуженным успехом. Но в остальном — многие авторы оказывались в тени… И вот теперь, по пришествии некоторого времени постепенно проявляется очень важная черта той музыки, которая оказалась и у исполнителей, и у слушательской аудитории вне поля зрения: музыка и Мясковского, и Бориса Чайковского продолжает великие традиции русской музыкальной классики и именно сейчас начинает через время проступать её необычайная красота и художественная ценность.
Две пьесы для струнного оркестра Мясковского, которые прозвучат 18 мая это II и III части его Девятнадцатой симфонии (всего композитором написано их 27), созданной для духового оркестра с посвящением «к XXI годовщине Красной армии» и переинструментованы для струнных самим композитором. А Соната для виолончели № 1- сочинение ещё дореволюционное, транскрипцию для виолончели и струнных выполнил Владимир Онуфриев — нас ждёт премьера этого переложения.
Владимир Онуфриев: «Соната написана с такой явной печатью оркестрового мышления, что создавать эту партитуру — сплошное удовольствие. Работа над ней меня очень увлекла, это виртуозная музыка для оркестра, будто в сжатом виде зашифрованная в сонате. Мне очень нравится этот музыкальный материал, безусловно красивая, очень эмоциональная и „взрывчатая“ музыка. Для оркестра она представляет определённую сложность, потому что местами музыкантам нужно даже соревноваться с солистом».
В программе также прозвучит Монолог ленинградского композитора Вадима Салманова для виолончели, струнного оркестра и рояля. Это сочинение В. Онуфриев уже играл с Олегом Сендецким в Нижнем Новгороде с оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» два года назад. Симфониетта Бориса Чайковского уже исполнялась Архангельским камерным оркестром и на своей сцене, и в области. Эту музыку незаслуженно редко исполняют, хотя она являет собой потрясающий образец русского классического языка и написана в эпоху перемен — в 1953 году. Сочинение очень непростое для исполнения, поскольку стройность и кристальная чистота языка требуют кристальной чистоты игры, а это не всем под силу. А Олег Сендецкий предложил для исполнения самое знаменитое из списка программы сочинение для виолончели и оркестра «Kol Nidrei» («Все Обеты») немецкого композитора Макса Бруха. Кажется, что это сочинение не вписывается в советскую концепцию, но оказывается с ней в одном контексте в смысле музыкальной истории.
Ждём вас на концерте в Камерном зале 18 мая в 18−30. Билеты — в кассах Поморской филармонии.
Источник:
www.pomorfil.ru