Только два дня, 30 и 31 декабря, в канун Нового года под сводами старой кирхи будут звучать волнующие вальсы и бравурные польки Иоганна Штрауса, арии и увертюры из опер и оперетт в исполнении сводного симфонического оркестра. Эту традицию 30 лет назад заложил директор Архангельской филармонии Владимир Слесарев. В этом году за дирижерский пульт встал молодой талантливый флейтист, солист Поморской филармонии 32-летний Виктор Воробьев.
Ему предложили — он не отказался, а ведь опыта в дирижировании почти никакого, зато есть понимание сути профессии, любовь к музыке, энтузиазм и работоспособность.
— Виктор, вы получили дирижерское консерваторское образование, но работать дирижером и не думали?— Шесть лет назад закончил Казанскую государственную консерваторию им. Н. Г. Жиганова по классу флейты.
Второе дирижерское образование получил у народного артиста России профессора Фуата Шакировича Мансурова. Честно говоря, учась в консерватории, я думал, что буду оркестровым музыкантом, а для этого надо знать азы дирижирования, понимать, что от тебя хочет руководитель оркестра. Чем лучше понимаешь дирижера, тем лучше работаешь как музыкант. С тех пор как отдирижировал госэкзамен в консерватории, вернулся в Архангельск, поступил на сцену Поморской филармонии, случая не предоставлялось. Но мне это было интересно всегда, поэтому, когда ведущие музыканты мне предложили занять место дирижера новогоднего симфонического оркестра, я не отказался.
— Вы знаете, что прообразом традиции собирать на сцене Камерного зала малый симфонический оркестр послужило знаменитое новогоднее выступление симфонического оркестра в Вене. А вы, кстати, будете самым молодым дирижером филармонии, как, впрочем, и в далекой Вене руководить новогодним концертом 2017 года будет тоже самый молодой дирижер за всю историю Венского оркестра.— О традиции этой, конечно, знаю. Сам каждый год участвовал в этих праздничных программах нашей филармонии, знаю всех музыкантов, а вот сейчас смотрю на это с другой стороны. Как говорил мой наставник: «Дирижер — это профессия второй половины жизни». Для меня этот жизненный период еще не наступил, поэтому я, конечно, волнуюсь, но это боевое, приятное волнение.
— Наверное, самый важный психологический момент для начинающего дирижера — завоевать доверие музыкантов.— Да, согласен. Дирижер должен быть авторитетом для исполнителей, для своих коллег. Есть мнение, что дирижер должен быть деспотом. Но я думаю, что у нас будет все по любви.
Я же не приехал в неизвестное мне место, с этими музыкантами знаком много лет. У нас совместный процесс творчества, и каждый хочет добиться успеха.
— А к себе какие требования предъявляете?— Должен быть убедителен настолько, чтобы не возникало момента споров во время репетиций или во время подготовки. Мало того, что необходимо самому четко понимать свои требования, нужно доходчиво и точно объяснить их каждому музыканту.
— Сводный симфонический оркестр собирается в филармонии для новогоднего концерта буквально за неделю до выступления. Но вы-то, я знаю, готовитесь уже давно.— Практически с начала сезона. Нужно досконально знать все произведения, музыку, которая будет исполняться. Каждую партитуру учу наизусть. У любого дирижера лежат перед глазами ноты, но хороший дирижер не имеет права туда смотреть. Он видит партитуру боковым зрением, но все голоса, которые выступают в оркестре, он должен знать назубок.
— Это же невозможно?!— Возможно. Это не так сложно, как вам кажется. Сложнее другое: собрать и держать оркестр как единое целое. Вовремя посмотреть на музыканта, понять, готов он или нет. Если он не готов по какой-то причине, помочь ему собраться и дать знак к вступлению. Волнение на сцене большое: упала партитура, сбился со счета. Музыкант поднимает на дирижера глаза в надежде, что тот про него не забудет, и хороший дирижер уверенно считает: «Один, два, три, начали! Молодец, получилось!»
— Вы так увлечено рассказываете, вдруг это будет вашей профессией второй половины жизни?— Меня жизнь учит не загадывать. Это будет большое достижение для города, если в Архангельске зазвучит свой симфонический оркестр. Пока же на предновогодние концерты один раз в год мы собираем музыкантов из Архангельска и Северодвинска. Отар Валерьевич Малишава у нас является инспектором оркестра. И он приглашает тех же самых людей, которые уже неоднократно проверены. Медная группа — это музыканты духового оркестра Главного управления МЧС России по Архангельской области. В оркестре участвует Архангельский музыкальный колледж. Состав достаточно компактный, исходя из возможностей города.
— Мечта с наличием симфонического оркестра пока никак не может реализоваться… Но как флейтист вы набираете обороты. У вас подготовлено несколько сольных программ. Одно другому не мешает?— Только помогает. Сейчас веду в Архангельском музыкальном колледже факультатив дирижирования, но это, прямо скажем, минимальные, элементарные знания, которые за это время можно дать.
Очень трудно научиться дирижированию быстро. Здесь нужен колоссальный жизненный и музыкантский опыт. Фуат Шакирович Мансуров говорил, что существует три вида дирижирования. Самый распространенный, когда дирижер мешает играть оркестру. Единицы — те, кто не мешает. И гении — те, кто помогает оркестру играть. Чтобы помогать, надо знать колоссальное количество музыки, надо понимать музыкантов, которые в оркестре с тобой работают. Конечно, трудно играть на всех инструментах сразу, но понимать принцип звукоизвлечения, акустики звука — обязательно. Нельзя дирижировать «под оркестр», надо идти впереди, но так, чтобы и не убежать далеко и чтобы оркестр тебя «не задавил», а такой баланс дается только с опытом.
— У вас есть кумиры в мировой школе дирижирования, те, на кого равняетесь?— В разных сферах искусства большинство мастеров копировали своих предшественников: и в изобразительном искусстве, и в музыке.
В этом нет ничего плохого. Другое дело, что все должно быть в меру. У меня есть свои, субъективные кумиры, которые меня вдохновляют, — мой учитель Фуат Шакирович Мансуров. Он для меня в музыке был и есть пример для подражания. Из зарубежных, пожалуй, выделю Карлоса Клайбера. Потрясающий австрийский дирижер, никогда не имел своего оркестра, да и не хотел. Он тоже дирижировал Венским оркестром.
Меня жизнь учит не загадывать. Это будет большое достижение для города, если в Архангельске зазвучит свой симфонический оркестр.
— В Поморской филармонии у вас есть учителя?— Безусловно. Вспоминаю, как я — молодой щегол, школяр — закончил консерваторию, приехал, и мне говорят: «Иди работай». Как это? На флейте я играю, а как себя вести на сцене, как выбрать программу, правильно распределить свои силы на концерте? Вот здесь пришли на помощь мои старшие коллеги. За шесть лет работы в Поморской филармонии у меня уже состоялось семь сольных концертов, и ни одна программа не повторилась. В марте делал программу, посвященную основоположнику русской флейтовой школы, незаслуженно забытому талантливому музыканту Владимиру Цыбину. Произведения этого композитора в Архангельске исполнялись впервые. В апреле посвящу концерт французской музыке.
— Виктор, вы в свои 32 года удовлетворены своим состоянием как музыкант, удается полностью творчески реализоваться?— В этой интерпритации есть более важное слово — благодарность. Я благодарен и филармонии, и коллегам, и судьбе. У меня есть возможность реализовывать себя как солист, исполнитель, и я счастлив, что мне позволено играть сольные концерты, которые сам составляю. Это, поверьте, редко бывает. И благодарен зрителям, которых с каждым концертом становится все больше. А это значит, что я на правильном пути. Сегодня еще представилась возможность реализовать себя в новом качестве… Да, забыл: от кирхи до другой моей работы — музыкального колледжа идти семь минут. И я могу совершенно спокойно, не расплескивая свои знания и опыт, донести их до студентов.
О чем же еще мечтать?!
Газета «Архангельск» от 29.12.16Беседовала Тамара Статиковаdvina29.ru