Казанский пианист Рэм Урасин открывал в минувшую среду в Москве, в Камерном зале Дома музыки, Стейнвей-парад. Он исполнил полонез Шопена. Как пишут очевидцы на интернет-форуме "Классика", "Урасин был великолепен". Всего в этом концерте-акустическом эксперименте приняли участие десять лучших российских пианистов молодого поколения. Они играли классические шедевры на пяти легендарных роялях Steinway.
Уходящий сезон запомнится Рэму Урасину и его поклонникам не только этим парадом. Уникальным событием в области мировой культуры и искусства называют масштабный проект пианиста "Фридерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах", который стартовал в Казани в марте и закончится в 2010 году. Некоторые считают, что за воплощение такой грандиозной идеи Урасин достоин быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Сегодня он единственный пианист в мире, в репертуаре которого "весь Шопен".
Строго говоря, неудивительно, что эта идея пришла в голову именно Рэму Урасину. Уже в пятнадцать лет он победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве, через три года стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве. Польская публика называла Урасина "шопеноподобным", пианист Пауль Бадура-Шкода отзывался о нем как о "превосходном исполнителе музыки Шопена"...
- Я еще в школе учился, когда задумал исполнить полный цикл произведений Шопена. Знал, что в 2010 году будут праздновать 200-летие со дня рождения этого композитора, - говорит Рэм Урасин. - А начал воплощать свою мечту в жизнь за год до юбилея Шопена. Мне хотелось уйти от шаблонов и сделать каждый концерт цикла особенным. Я сам разработал дизайн афиш и программок. Кинодраматург Риорита Рубцова написала по моей просьбе сценарий, основанный на письмах Шопена и воспоминаниях его современников. На концертах в Казани фрагменты текста этого сценария читает актер Павел Густов из тюза. Публика слышит музыку Шопена и "голоса" его эпохи...
- Вы предполагали, что концерты этого цикла будут пользоваться большим успехом у зрителей?
- Поначалу - нет. Когда не все желающие смогли попасть в зал специальной музыкальной школы на второй, июньский, концерт цикла, пришлось повторить его в Малом зале Казанской консерватории.
- А почему не удалось провести второй концерт, как и первый, во вместительном БКЗ имени Салиха Сайдашева?
- Я считаю, что далеко не все произведения Шопена следует исполнять в больших залах. Можно, например, сочинения для фортепиано с оркестром, которые я и Симфонический оркестр Татарстана под управлением маэстро Фабио Мастранжело представили на открытии цикла. А произведения Шопена, написанные им в период с 1816-го по 1830 год и вошедшие во второй концерт цикла, лучше слушать в камерной обстановке. В Казани проблема с такими, мест на триста, залами. Их практически нет, хотя... Идеально для камерных концертов академической музыки подходит Колонный зал Казанской ратуши. Обидно, что он стал теперь недоступным для исполнителей и публики. Это ведь зал бывшего Дворянского собрания, где в свое время выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин...
- Теперь на этом здании нет даже мемориальной доски, где было написано, что здесь дважды выступал Сергей Рахманинов...
- Да, бесследно пропала эта доска. А ведь ее на свои собственные деньги установил большой поклонник Рахманинова - ныне покойный профессор Казанской консерватории, композитор Рафаэль Белялов... Кому мешала эта доска? Наверное, тому, кто очень стыдится того факта, что в нашем городе выступали великие музыканты.
- Сегодня принято все "проколы" списывать на экономический кризис.
- Только в России так почему-то принято. Кстати, именно из-за кризиса мой проект "Весь Шопен" не получил финансовой поддержки. Я за свой счет выпускаю афиши и программки. Я далеко не богатый человек, но пошел на эти траты осознанно: мне важно, чтобы каждая деталь проекта была качественной. Это мой проект, поэтому я отвечаю за все.
- Рэм, лето вы наверняка посвятите подготовке новых программ шопеновского цикла?
- Да, и не только этих программ. Новый концертный сезон будет у меня довольно насыщенным: запланированы гастроли во Франции, Польше, большой тур по России... Кроме этого будет выступление в новом концертном зале Мариинского театра на вечере памяти пианиста Александра Слободяника. Я с петербуржцем Ринатом Шакировым исполню концерт для двух фортепиано с оркестром Александра Чайковского, который композитор посвятил Слободянику...
- Вы чувствуете разницу, когда играете "для себя", а когда "для дела"?
- Для себя, собственного удовольствия ради играют только дилетанты. У меня же все подчинено "делу": даже когда играю для себя, я делаю это для того, чтобы со временем показать публике.
- А где, кстати, вы занимаетесь?
- Мое спасение - маленький домик на Яльчике, именно там я готовлю все свои программы. В городской квартире такой возможности у меня нет. Неприятно говорить об этом, но я, народный артист Татарстана, не могу себе позволить улучшить жилищные условия в столице родной республики...
- Нет еще желания эмигрировать?
- Когда слишком часто встречаешься с равнодушием в свой адрес, мысли об отъезде проскальзывают. Но я считаю себя патриотом и совершенно искренне хочу быть полезным для своей республики. Полезным как музыкант. Сейчас, например, если кризис не помешает, я продолжу работу над записью антологии фортепианной музыки композиторов Татарстана. Два диска я уже записал, а вся антология будет состоять из пяти томов. Этот проект мне очень интересен!
- А когда продолжится шопеновский проект?
- Третий концерт этого цикла запланирован на октябрь, он пройдет в БКЗ имени Сайдашева. Я исполню произведения Шопена, написанные им в период с 1831-го по 1833 год. Обещаю, что интересными будут и все последующие концерты этого цикла...
Айсылу КАДЫРОВАold.evening-kazan.ru