УРА, УРАСИН!

Добавлено 01 марта 2011 muzkarta

ГБКЗ имени Сайдашева, Рэм Урасин (фортепиано)

ФРИДЕРИК ШОПЕН
Полное собрание сочинений в 11 концертах.

Народный артист Республики Татарстан РЭМ УРАСИН.
Последний концерт цикла
01.03.2011 Начало в 18:30
Стоимость билета: от 200 до 500 р.

1 марта в БКЗ им. С. Сайдашева пианист Рэм Урасин завершил цикл "Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах». Грандиозный проект был посвящен 200-летию со дня рождения великого польского композитора. В Казани проект шел с неизменным успехом на протяжении почти двух лет. Для каждого концерта кинодраматургом Риоритой Рубцовой было специально написано эссе, отражающее этап жизни великого композитора. Использованы письма Шопена и документальные материалы эпохи. Текст читал актер Казанского ТЮЗа Павел Густов.

По некоторым источникам Фридерик Шопен родился именно 1 марта, - точную дату установить до сих пор не удалось. В сущности, не столь важно, когда именно он явился на свет, ведь Шопен вовсе не из тех творцов, о ком вспоминают календарно. Нет дня, когда хотя бы в одном из концертных залов мира не звучала музыка «поэта фортепиано», а пластинки с записями его произведений в исполнении величайших пианистов до сих пор - лидеры продаж во многих странах. В России Шопен, пожалуй, не менее популярен, чем национальные кумиры - Чайковский и Рахманинов. Причем и у публики, и у музыкантов. Русские пианисты признаны в числе лучших интерпретаторов сочинений польского гения. В мировую шопениану навсегда вписаны имена Льва Оборина, ставшего победителем I Международного конкурса имени Шопена в Варшаве, Генриха Нейгауза, Святослава Рихтера, Владимира Ашкенази, Михаила Плетнева. Среди тех, с кем Шопен перешагнул в XXI век, и кто сегодня вызывает восторг меломанов во всем мире, - Станислав Бунин, Евгений Кисин, Рэм Урасин...

Рэма Урасина не случайно называют одним из самых романтических пианистов молодого поколения. Уже в 15 лет одарённый музыкант победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве, а через три года стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1995). Избалованная шопениста-ми всех мастей польская публика в этот раз щедра на похвалы. Урасин и «превосходный исполнитель музыки Шопена», и «посланник Шопена», а то и вовсе - «российский Шопен ». Последний титул - результат определенного внешнего сходства Урасина с композитором или, вернее, с его образом: такая же волна пышных волос, субтильность телосложения, профиль. Но внешнее сходство было бы лишь случайностью, если бы не удивительное внутреннее родство. Когда пианист выходит на сцену, кажется, что играет сам Шопен, считают многие.

Проект Урасина «Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах» изначально поражал масштабом и амбициозностью: «весь» Шопен - от первого детского полонеза до последней мазурки - труд титанический. И по мере того, как исполнитель шаг за шагом, концертза концертом продвигался к намеченной цели, голоса скептиков растворялись в восторженных аплодисментах казанской публики. Мазурки, полонезы, этюды, вальсы... Суть этих маленьких шедевров в том, что они неуловимы для исполнителя. Экспрессивный, чувственный, трагически надломленный, и в то же время сдержанный и аристократичный, Шопен только талантливому пианисту каждый раз открывается новыми гранями. Рэм Урасин, несомненно, принадлежит к тем, кто счастливо одарен способностью уловить и передать на рояле чудо этих превращений. Свой цикл «Фридерик Шопен. Полное собрание сочинений» он представил в течение всего концертного сезона в городах России Самаре, Смоленске, Перми, Екатеринбурге, Барнауле, Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Красноярске, Иркутске, Братске, Чите, Хабаровске, Владивостоке, а также в Польше.

Одна из зарубежных газет писала об исполнении Урасиным произведений великого романтика: «Это играл сам Шопен». По мнению критиков, молодой пианист обладает редкой способностью всякий раз по-новому воссоздавать образный строй хрестоматийных произведений, и это рождает на его концертах неповторимую атмосферу творчества. «Его дарование, по счастью, сочетает искренность, теплоту, элегантность с мудростью и выношенностью оригинальных, всегда убедительных трактовок исполняемых произведений», - так сказал о своем ученике Рэме Урасине профессор Московской консерватории Л.Н. Наумов.

В интервью корреспонденту «Голосу России» 34-летний музыкант из столицы Татарстана Казани признался, что исполнить все сочинения Шопена в одном цикле он задумал еще в школьные годы. На то, чтобы освоить, осмыслить все, созданное Шопеном, ушло более 15 лет.

«Пианисты - счастливые люди, - говорит Урасин, - у нас есть возможность исполнить все произведения Шопена, поскольку в каждом из них участвует фортепиано. Конечно, это совершенно уникальная возможность, как бы прожить всю его жизнь за роялем. Представляете? Сыграть абсолютно каждую ноту из того, что он написал, во всяком случае, из того, что до нас дошло. Удивительно, но иной раз кажется, что начинаешь эту музыку понимать как-то изнутри» - говорит Рэм Урасин. - Каждый из моих концертов представляет собой один период жизни Шопена. А для того, чтобы рассказать слушателям об этом не только звуками, но и словами, на основании документов эпохи Шопена, его писем, воспоминаний современников, к каждому концерту написано небольшое эссе, которое исполняется драматическим актером. Это приближает слушателей к атмосфере того времени. Но я не люблю говорить словами о музыке, которую играю, потому что считаю, что музыкой можно сказать больше, чем словом. Я стараюсь все это передать своей игрой на рояле во время концерта».

Камертон. 2011. №28-29. С. 11

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору