10 января 2015 года в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся 2-й концерт 20-го абонемента «Роман с роялем». В исполнении заслуженного работника культуры РФ Ирины Соколовой прозвучали произведения И. С. Баха, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, Ф. Крейслера в обработке Ф. Бузони, А. Зилоти, Ф. Листа, С. В. Рахманинова, М. Плетнёва.
«Мастера и шедевры» — так назывался этот концерт, который стал приятным и увлекательным путешествием в мир романтического пианизма в его самом интересном проявлении — в области романтических фортепианных транскрипций.
Романтические репертуарные предпочтения Ирины Соколовой хорошо известны слушателям её концертов. В своём новом авторском абонементе она предстаёт ещё и как просветитель, лектор, комментатор исполняемых произведений; как интересный и увлечённый собеседник, предлагающий каждому из сидящих в зале слушателей войти в мир, ей дорогой, близкий и любимый.
Такая форма классического концерта (а она для Белгорода пока уникальна, единична) не только органична в силу присущей Ирине Соколовой естественности артистического поведения, но и закономерна, потому что на этих концертах, как правило, нет случайных лиц. Все её слушатели так же хорошо знают пианистку, как и сама она знает большинство своей публики. Это создаёт особую атмосферу фортепианных вечеров в Малом зале, атмосферу дружеской доверительности и камерности, атмосферу музыкального салона в лучшем смысле этого слова.
Слушатели концертов Ирины Соколовой знают, что на её вечерах они услышат не только «пианизм как искусство», но и раскрываемую в звуках рояля жизнь человеческого духа и человеческой души, запечатлённую в оставленных нам мастерами шедеврах.
В новом концерте нового абонемента Ирина Соколова остаётся верна миру романтического пианизма; её новая программа отличается жанрово-тематической цельностью (транскрипции и парафразы) и глубокой продуманностью.
Двухчасовой концерт (в одном отделении) пианистка начала с очень большой высоты — звучали знаменитые обработки Баха-Бузони Чакона ре-минор и хоральная прелюдия фа-минор «Из глубины взываю к Тебе, Господи» (многим знакомая по её обработке Э. Артемьевым в фильме А. Тарковского «Солярис»).
Слушая Чакону, вспоминались слова выдающегося советского пианиста-педагога Я. И. Зака: «Играть романтическую музыку трудно, потому что здесь изволь выложить сердце. Этот жар сердца не всегда „в моде“, но именно он даёт пищу для совершенствования эмоций».
«Жар сердца» пылал в этот вечер на пьедестале высочайшей технической виртуозности. Как сказал пианист и композитор Михаил Коллонтай, «Чакона Баха-Бузони — это пророчество обо всём технократическом русле пианизма ХХ века». Итальянский композитор — пианист создал свою знаменитую транскрипцию в 1915 г., соединив здесь пламень эмоций, строгую чеканку формы и богатейший арсенал романтической фортепианной техники.
Прозвучавшие затем знаменитые шедевры романтической виртуозности — 4 песни Шуберта-Листа, Сюита из балета «Щелкунчик» в 7 частях Чайковского-Плетнёва, 2 вальса Крейслера-Рахманинова — вводили слушателя в возвышенно-поэтический мир, живущий искренними исповедальными чувствами и окрашенный в тёплые сердечные тона.
Все произведения, созданные и в 19-м, и в 20-м веках, роднили масштабность и глубина, в сочетании с глубоким лиризмом и большой напряжённостью чувств. В них пианистка раскрывала богатейшие традиции романтического пианизма, которые покоятся на предельных технических возможностях исполнителя и использовании всех тембровых, динамических и колористических возможностях рояля.
Роман с роялем прошёл в Белгородской филармонии»>Глубокий разнообразный звук, вокализация мелодических линий, «поющий» или «говорящий» рояль, звуковая перспектива фактуры, мелкая (пассажная) и крупная (октавно-аккордовая) техника, владение большой амплитудой динамики — весь этот необъятный арсенал звуковой техники романтического пианизма представал перед слушателями во всём своём многообразии и богатстве.
Побывав на концерте Ирины Соколовой нельзя не выразить восхищения мастерством и исполнительской выносливостью пианистки. Но при всей её замечательной, необыкновенной работоспособности, в силу того, что исполнитель такового масштаба в городе, без преувеличения, единичен, хочется надеяться, что её сольные выступления станут в дальнейшем главным руслом её исполнительской деятельности.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Марины Андрейкиной, Ольги Девкиной)www.afishka31.ru