9 января 2015 года Белгородская государственная филармония продолжила поздравлять своих слушателей с рождественскими праздниками. В Органном зале состоялся концерт, подготовленный Тимуром Халиуллиным и артистами филармонии.Рождество нового 2015 года в кругу органа и его друзей — так можно было бы назвать этот запоминающийся музыкальный вечер, наполненный звуками праздника и его особой, торжественной и трогательной атмосферой. Орган собрал друзей на сцене и в зале, орган объединил всех любовью к музыке и красоте.
Волны любви от плотно заполненного людьми зала несутся на сцену к главному «мотору» этого праздника — хрупкому пассионарию, неутомимому улыбчивому Тимуру Халиуллину, без устали воздвигающему один за другим красочные зрелищные классические музыкальные представления, оставляющие глубокие и благодатные следы в сознании…
Каких только сюрпризов, подарков и неожиданностей не было в большом рождественском музыкальном букете, преподнесённом публике в этот вечер Тимуром и его командой! Это и дебют «новорожденного» филармонического Ансамбля старинной музыки под руководством Ивана Меньшикова и исполненные им премьеры музыки А. Вивальди и Г. Генделя.
Концерт ре-мажор Вивальди чаровал зал беззаботной детской лёгкостью музыки крайних частей и как будто убегающей от всего слишком мрачного лаконичностью 2-й части. Большой успех имело и скрипичное кружево финального вступления к 3-му акту оратории Генделя «Соломон».
Сольные номера Тимура Халиуллина протягивали нить классической традиции немецкой органной музыки от XVIIIк XX веку. От И. С. Баха (две хоральные органные прелюдии из «Органной книжечки») до М. Регера («Токката» ор. 59 № 5 из «Пьес для органа»). Виртуознейшую Токкату с крайностями её эмоциональных полюсов — от экстатических исступлений до полной резиньяции — зал воспринял возгласами «bravo».
Впрочем, такие же возгласы звучали из зала после исполнения Тимуром Халиуллиным другой виртуозной кульминации вечера — Вариации на тему Паганини для педали соло английского композитора, органиста и пианиста Джорджа Талбен-Болла, музыканта, который известен первым исполнением в Англии труднейшего 3-го фортепианного концерта Рахманинова.
Англосаксонский акцент программы прозвучал и ещё в одном сольном исполнении Т. Халиуллина — «Рондо в кельтском стиле» немецкого композитора и органиста Андре-Ханца Штамма, пьесе, отмеченной необычайной свежестью ладовой основы, сложной игрой метроритмов и прозрачной органной оркестровкой.
В ансамблевых номерах программы Тимур участвовал как органист и пианист-то как равноправный партнёр (с Анжелой Уваровой, флейта; Олегом Шейна, виолончель; ударниками Сергеем Коваленко и Максимом Саниным), то как небольшая, но необходимая часть целого (ансамбль старинной музыки; инструментальный квинтет).
Тимур Халиуллин давно уже удивляет и восхищает умением создать «свою» команду и умением работать с ней, проявляя незаурядные менеджерские, организаторские способности. Вот и прошедший концерт весьма наглядно продемонстрировал, что с Тимуром охотно сотрудничают молодые артисты филармонии, а многие — как виолончелист Олег Шейна, ударник Сергей Коваленко, флейтистка Анжела Уварова — являются его постоянными партнёрами.
Органно-флейтовый дуэт Тимура Халиуллина и Анжелы Уваровой в барочной медитативной «Арии» из «Античной сюиты» Джона Роттера, успешного и пользующегося известностью современного английского композитора, было одним из самых красивых цветов рождественского букета.
С ним мог посоперничать «Лебедь» Сен-Санса, номер, который второй раз на сцене Органного зала исполнила выращенная в стенах Белгородского государственного института искусств и культуры молодая балерина Алиса Зилёва. Это выступление, безусловно, относится к разряду того, что называют «прорывом», и как нельзя теперь забыть имя Алисы Зилёвой, так нельзя будет забыть и то, что балет на белгородскую органную сцену вывел именно Тимур Халиуллин. Балетно-органно-виолончельный «Лебедь» в исполнении белгородских солистов ничуть не уступал недавнему памятному исполнению Юлии Махалиной и Борислава Струлёва.
Изумительно красивая поющая виолончель Олега Шейны, поддерживаемая органом, идеально корреспондировала с очень красивой пластичной («поющие руки», «плывущие пуанты») балериной, чей мягкий облик в целом заставлял вспомнить имя первой исполнительницы этого легендарного номера — Анны Павловой.
И, наконец, какой же рождественский концерт обойдётся без рождественских звонов? И они зазвучали под руками Т. Халиуллина и ударников Сергея Коваленко и Максима Санина фрагментами «Щелкунчика» Чайковского в звенящих волшебных тембрах колокольчиков, ксилофона, виброфона, колоколов, закончивших торжественными «Рождественскими звонами» (Carillionsortie) органа в пьесе французского композитора и органиста Анри Муле.
Рождественский благовест отзвучал, оставив в человеческих сердцах мир, радость и добро. Расставаясь с праздником, трудно не повторить вслед за поэтом — «давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты»…
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Марины Андрейкиной)Дата публикации:
10.01.2015www.afishka31.ru