RUSQUARTET. Вечер камерной музыки

Добавлено 10 марта 2023 gnesin_press

Струнный квартет «Rusquartet», Органный зал МССМШ им. Гнесиных («Дом на Знаменке»), «ДОМ на Знаменке» — МССМШ им. Гнесиных

13 марта 2023
19:00 — 21:00
Органный зал МССМШ им. Гнесиных
Вход свободный

13 марта в Органном зале состоится вечер одного из поэтичнейших музыкальных жанров — струнного квартета. Музыку Людвига ван Бетховена, Сергея Рахманинова и Альфреда Шнитке исполнит «Rusquartet» — победитель престижного Международного конкурса струнных квартетов им. Д. Шостаковича, камерный ансамбль, больше 20-ти лет с успехом концертирующий в России и за ее пределами. В его составе — лауреаты международных конкурсов Ксения Гамарис (первая скрипка), Анна Янчишина (вторая скрипка), Ксения Жулёва (альт) и Петр Каретников (виолончель).

В первом отделении концерта музыканты исполнят два неоконченных квартета С. В. Рахманинова, в честь 150-летия со дня рождения композитора.

В отличие от своих учителей Аренского, Танеева и ряда более молодых композиторов конца XIX — начала XX века Рахманинов не проявлял большого интереса к камерно-инструментальному творчеству. Он дважды обращался к жанру струнного квартета и оба раза оставлял сочинения незаконченными — в каждом всего по две части. Несмотря на это, в них ярко проявился весь лиризм русской камерной музыки.

Первый квартет написан во времена ученичества в Московской консерватории в 1889—1890 годах, когда Рахманинову было всего 17 лет. Легко заметить в этом изящном и красочном сочинении влияния музыки Чайковского в первой части (Романс) и композиторов «Могучей кучки» Бородина и Балакирева во второй (Скерцо). Второй квартет (1896) появился после создания первой симфонии — это более зрелая работа композитора, которая несет в себе широкий спектр психологических настроений.

Во втором отделении прозвучат сочинения Людвига ван Бетховена и Альфреда Шнитке.

На премьере Струнного квартета № 13 си-бемоль мажор Л. Бетховена, заключительная его часть оставила слушателей в недоумении. Одни говорили, что для полного понимания финала его нужно послушать не один раз, другим казалось, что эту часть было бы лучше вообще изъять из квартета. Необычным казалось не только и даже не столько использование формы фуги в финале струнного квартета, сколько ее грандиозный размах — ей, казалось, тесно было в камерном жанре. Критики изощрялись в остроумии: «вавилонское столпотворение», «концерт для жителей Марокко, наслаждающихся настаиванием инструментов». Не остался без внимания даже недуг, причинивший столько страданий композитору: «Если бы маэстро мог сам слышать свое произведение, то, вероятно, многое было бы изменено». Даже друзья Бетховена, понимавшие и ценившие его музыкальное новаторство, задумывались о том, что финальная фуга оказалась слишком самодостаточной для того, чтобы быть лишь частью произведения.

В результате у квартета № 13 появился новый финал, а его первоначальный вариант превратился в отдельное произведение, названное «Большой фугой». Столь значительное произведение стало итогом творческих исканий. В нем Бетховен воплотил принцип «великого в малом», ведь исполнять его он поручил не большому оркестру, а скромному камерному составу. К сожалению, композитору не суждено было дожить ни до первого издания Большой фуги, ни до ее первого исполнения. Прошло три десятилетия после смерти автора, прежде чем два квартетных коллектива в Вене и Франкфурте решились подступиться к этому творению. Лишь с течением времени Большая фуга была оценена по достоинству и прочно заняла место в репертуаре струнных квартетов.

Не только исполнители восхищались «Большой фугой». Ее тема вдохновляла композиторов последующих столетий. Третий струнный квартет Альфреда Шнитке — блистательный образец его зрелого полистилистического языка, в котором темы из «Stabat Mater» Орландо Лассо, бетховенской Большой фуги, знаменитая анаграмма Шостаковича DSCH и гетерофонические фольклорные мотивы сплавляются в единую картину авторского мира, балансирующего между драмой, иронией и изумлением перед истинной красотой.

«Rusquartet» — лауреат международных конкурсов и постоянный участник международных фестивалей. Ведет концертную и просветительскую деятельность в течение 20 лет. Коллектив вошел в десятку квартетов со всего мира, отобранных специальным жюри для участия в Международном конкурсе струнных квартетов Банфф (Канада), став первым струнным квартетом из России.

В 2008 г. ансамбль одержал победу в одном из престижнейших конкурсов — VIII Международном конкурсе струнных квартетов им. Д. Д. Шостаковича. В том же году Международный союз музыкальных деятелей и Ассоциация камерной музыки присвоили квартету стипендию-грант им. Т. А. Гайдамович «За достижения в области камерно-ансамблевого исполнительства».

Помимо классического квартетного репертуара — от Гайдна, Моцарта и Бетховена до Шостаковича, Бартока и Шёнберга — коллектив активно исполняет музыку современных авторов. Сотрудничает с известными российскими и зарубежными музыкантами, выступает в лучших залах России и мира. Кроме того, «Rusquartet» — организатор концертов и лекций для детей и юношества, участник ТВ- и радиопрограмм (CBC Radio Canada, SBS Radio (Австралия), радио «Орфей», «Russia Today», «All Jazeera», «Культура»).

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору