Концерт относительно молодого, но уже популярного камерного коллектива «Rusquartet» состоялся 3 апреля 2013 года в Малом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
Rusquartet: Анна Снежина, Евгения Зубова, Анна Янчишина, Пётр Каретников.
Струнный квартет собрался вместе в 2001 году, когда участники его первого состава были еще студентами Музыкального училища при Московской консерватории, легендарного так называемого Мерзляковского, по имени переулка в районе Никитских ворот.
Инициатором создания квартета стала вторая скрипка Анна Янчишина, бессменный участник – примариус Анна Снежина. В его первый состав, самый продолжительный, входили Ксения Жулёва (альт) и Александра Негодаева (виолончель). После их ухода на месте альта и виолончели побывало несколько человек, но каким-то образом коллектив всегда сохранял отменный сыгранный звук. В 2012 в состав «Rusquartet» вошли Евгения Зубова и Пётр Каретников.
Квартет можно смело назвать птенцами «бородинского» гнезда. Московскую консерваторию члены коллектива закончили у разных педагогов, аспирантуру члены первого состава прошли в классе альтиста из всемирно известного Квартета им. Бородина профессора Дмитрия Шебалина, сына композитора Виссариона Шебалина.
Ансамбль брал уроки и у других «бородинцев»: виолончелиста Валентина Берлинского, примариуса Михаила Копельмана, пришедшего на смену Шебалину альтиста Игоря Найдина. Кроме того, «Rusquartet» проходил мастер-классы у Г. Шульца («Alban Berg Quartet»), Дж. Смирнофф («Julliard Quartet»), Ф. Сетцер («Emerson Quartet») и других известных квартетистов.
«Rusquartet» начал свою концертную деятельность уже в первый год своего существования, приняв участие в фестивале им. Бетховена в Москве. В 2006 году коллектив получил первую премию на конкурсе в Райнсберге (Германия), посвященном 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, а спустя два года стал лауреатом первой премии VIII Международного конкурса квартетов его имени в Москве.
В репертуар «Rusquartet» входит не только классика жанра — музыканты охотно включают в репертуар редко исполняемые сочинения и произведения современных российских и зарубежных композиторов и осуществляют премьеры. Так, в сентябре 2010 года квартет осуществил мировую премьеру – струнный квартет Самуила Фейнберга. В январе 2013 года «Rusquartet» принял участие в исполнении двух сочинений молодого композитора Алексея Чернова в программе его первого авторского концерта: Маленького романтического фортепианного квинтета и Струнного квинтета.
В программу концерта 3 апреля вошли редко исполняемые произведения — «Лирические сцены» Родиона Щедрина, квартет Белы Бартока и струнный квинтет Бетховена, который тоже звучит на московских концертных площадках не часто. Тем интереснее было слушать музыку, мало отягощенную большим числом интерпретаций и воспринимавшуюся большинством слушателей как незнакомую или малознакомую.
Бетховенский струнный квинтет № 2 был прочитан квартетом и альтисткой Ксенией Жулёвой в «строгом» стиле, вполне академично, в хорошем значении этого слова. В «Лирических сценах» Родиона Щедрина лирики слышалось не так уж много — преобладало настроение тревоги, лишь ненадолго просветляющегося лирическими мгновениями.
Кульминацией концерта стало премьерное для этого коллектива исполнение Квартета № 2 Белы Бартока. Трехчастный квартет необычен по форме — в нём две медленные части обрамляют быстрое скерцо танцевального характера в начале, превращающегося в образы инфернального плана в елнце. Квартет, написанный в самый разгар Первой мировой войны, в исполнении «Rusquartеt» был соответствующе экспрессивным.
На бис было очень живо исполнено Presto из струнного квартета № 13 си-бемоль мажор, ор. 130 Бетховена.
«Rusquartеt» звучал очень ярко, хотя смена половины состава не проходит без последствий для полного взаимопонимания участников ансамбля. Квартетная музыка — высшая и самая сложная форма камерного музицирования, для полного единства его участников нужны годы напряженной работы. Можно вспомнить, как долго вписывался в коллектив «бородинцев» Михаил Копельман, занявший место примариуса после отъезда из СССР Ростислава Дубинского.
Несмотря на это, «Rusquartеt» очевидно является одним из лучших молодых квартетов современной России.
«Искусство камерного ансамбля». Абонемент Московской консерватории №24.
«Rusquartet»:
Анна Снежина, I скрипка;
Анна Янчишина, II скрипка;
Евгения Зубова, альт;
Пётр Каретников, виолончель.
В концерте принимала участие Ксения Жулёва, альт.
* * *
Анна Снежина родилась в 1983г. в городе Владимир. Игре на скрипке начала обучаться с 7 лет. Закончила Московскую государственную консерваторию (МГК) им. П.И. Чайковского в классе профессора Марины Глезаровой и аспирантуру в классе профессора Дмитрия Шебалина. В 1997 г. стала лауреатом III премии 1-го Международного конкурса им. Шостаковича г. в Ганновере (Германия). В 2006 году в составе «Rusquartet» получила первые премии на конкурсе в Райнсберге (Германия), посвященном 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, а спустя два года на VIII Международном конкурсе квартетов его имени в Москве. Выступает в составе «Rusquartet» со дня его организации. Играет на инструменте работы Иманта Шмита.
Анна Янчишина родилась в 1983 г. в Москве. На скрипке начала играть в 6 лет. Закончила детскую музыкальную школу Академического музыкального колледжа при МГК. В 2007г. закончила МГК, а затем, в 2010г. и аспирантуру в классе профессора Сергея Гиршенко. Инициатор создания, основатель и бессменный участник “Rusquartet”. С 2010г. ведет квартетный класс в МГК им. П.И. Чайковского. Играет на инструменте мастера Анатолия Лемана.
Евгения Зубова родилась в 1990 году в Комсомольске-на-Амуре. С 7 лет начала обучаться игре на скрипке. В 2002 году переезжает в Новосибирск и продолжает обучение в специальной музыкальной школе. В 2006 году начинает занятия по классу альта и виола д’амур у Юрия Мазченко – профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. С 2009 года студентка МГК им. П.И. Чайковского в классе доцента Романа Балашова. Участница камерного оркестра московской консерватории «Московия» под руководством профессора Эдуарда Грача. В составе «Rusquartet» с января 2012 г. Играет на инструменте работы Евгения Горохова.
Петр Каретников родился в Москве в 1987. Занятия на виолончели начал в 1992 в Московской Средней Специальной Музыкальной Школе им. Гнесиных в классе профессора Владимира Тонха. В 2012 году закончил МГК им. П.И. Чайковского в классе профессора Дмитрия Миллера. Лауреат международных конкурсов: ”Дни Бетховена в Москве” III премия (2003); ”Современное исполнительское искусство’ II премия (2007) На протяжении 2006 и 2007 годов занимался в классе у основателя Квартета им. Бородина профессора Валентина Берлинского в составе VITA-квартет. Принимал участие в мастер-классах Мстислава Ростроповича (Воронеж, 2007) и курсах Danel-квартет в Abbaye du Pin (Франция 2007). В составе «Rusquartet» с мая 2012 г. Играет на инструменте мастера школы Клотца.
I отделениеЛ. ван Бетховен (1770 – 1827) – Квинтет № 2 для двух скрипок, двух альтов и виолончели до мажор, ор. 29 (1800-1801).
Allegro, Adagio molto espressivo, Scherzo, Allegro, Presto.II отделениеР. Щедрин (род. 1932) – «Лирические сцены» для струнного квартета
Б. Барток (1881 – 1945) – Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (1915 – 1917 гг.)
Moderato, Allegro molto capriccioso, Lento.Бис: Л. ван Бетховен – Presto из струнного квартета № 13 си-бемоль мажор, ор. 130
Малый зал Московской консерватории
3 апреля 2013 г. «ИСКУССТВО КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ»Классика. ФМ