Блеск технического мастерства, демонстрируемый оркестром, покорил французскую аудиторию
На фестивале во французском Ла-Рок-д'Антероне впервые выступил симфонический коллектив из Казани. Фото ГСО РТ
На 38-м Международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д'Антероне Государственный симфонический оркестр (ГСО) Татарстана под управлением Александра Сладковского дал два концерта русской музыки.
Фестиваль во французском Ла-Рок-д'Антероне, пожалуй, самый важный и знаменитый из форумов фортепианной музыки, проходящих по обе стороны Атлантики. Сюда приглашают самых-самых, особенно любят молодых звезд — тех гениев пианизма, что зажглись сравнительно недавно, хотя с удовольствием всегда привечают и мэтров. Концерты под открытым небом в парке замка де Флоранс всегда привлекают большое внимание истинных ценителей фортепианного искусства. За время существования фестиваля в нем приняли участие множество музыкантов с мировыми именами, из российских пианистов здесь восхищались игрой Бориса Березовского и Дениса Мацуева, Николая Луганского и Алексея Володина, а за дирижерский пульт вставали такие наши маэстро, как Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев.
Впервые в этом году на фестивале выступил симфонический коллектив из Казани и полностью оправдал высокую честь, которую ему оказали французские партнеры. Колоссальный успех у публики, что снискали два концерта ГСО Татарстана, отозвался незамедлительно — последовало приглашение на фестиваль следующего года, 39-й по счету, где оркестр Александра Сладковского выступит уже с четырьмя концертами. Татарский симфонический в последние годы на большом подъеме: сегодня он — не просто музыкальный бренд Татарии и главный ньюсмейкер культурной жизни республики, его имя звучит по всей России, у него в Москве целый собственный абонемент, его все больше и больше узнают за границей, восхищаясь искусством казанских музыкантов. Недавний итог успешной деятельности — оркестр пригласили выступить на двух крупнейших ежегодных фестивалях классической музыки во Франции и Японии в сезоне 2018/19 — La Folle Journйe.
На фестивале в Ла-Рок-д'Антероне этого года казанский оркестр презентовал исключительно русскую музыку, словно устроив поединки между собственными интерпретациями. Такая дуэль была очевидна в сольных отделениях оркестра обоих вечеров — в двух очень разных, но одинаково поднимающих тему фатума симфониях Чайковского — Четвертой и Пятой. Романтическая экспрессия и широкое дыхание основных тем, мелодическое богатство и предельная контрастность, даже экзальтированность музыкально-тематического материала — все эти достоинства партитур русского гения маэстро Сладковский подает выпукло, зримо, и трудно решить однозначно, какая из симфоний у коллектива получилась лучше, ярче, глубже. Блеск технического мастерства, демонстрируемый оркестром, безусловно, покорил французскую аудиторию, но не только и не столько он — прежде всего слушатель не мог не почувствовать искренность исполнения, одинаково убедительную что в остродраматических излияниях тоскующей души, что в импрессионистически неясных полунамеках обволакивающей меланхолии вечного лирика Петра Ильича.
В качестве условного аккомпаниатора (на самом деле, конечно же, равноправного партнера) оркестр поддержал трех интереснейших российских пианистов новых поколений: Юлианну Авдееву, Юрия Фаворина и Александра Малофеева. В случае двух последних — вновь приходит на ум мысль о дуэли: Второй и Третий концерты Сергея Прокофьева, написанные композитором практически в одно время, подряд друг за другом, несут в себе совершенно разные заряды — эпичность и фольклорность, богатырскую мощь, неразрывную связь с образными мирами предшествующей музыкальной эпохи, прежде всего с миром его учителя Римского-Корсакова, во Втором, и агрессивную саркастичность, словно издевку над самим бытием (чему, безусловно, способствовала только что отгремевшая Первая мировая война), в Третьем. Оба концерта — технически невероятно сложные, истинно виртуозные, особенно Второй — энергетически изматывающий для солиста, по причине чего долгое время был мало исполняем. Юрий Фаворин играет его блистательно, вызывая у публики бурю эмоций, совершенно зачаровывая ее и увлекая буйством ярких футуристических прокофьевских образов. В более популярном Третьем концерте юный Александр Малофеев убедителен и как пианист-виртуоз, и как уже сложившийся художник, удивляющий осмысленностью, зрелостью и новизной интерпретации.
Третий концерт Рахманинова в исполнении Юлианны Авдеевой свидетельствует об удивительной тонкости и поэтичности натуры пианистки, для которой технический блеск, который есть неотъемлемая характеристика ее игры, не является самоцелью. Маэстро Сладковский и его прославленный оркестр выступили чуткими, умными и эмоциональными союзниками солистов, выгодно подавая индивидуальность каждого, умело оттеняя их сильные стороны, обеспечивая надежную музыкальную базу для их высказываний. Концерты оркестра Татарстана во Франции прошли при аншлагах — публика не отпускала маэстро и была в полном восторге от профессионализма оркестра: бурный прием был вознагражден интереснейшими бисами. Прозвучали «Русский танец» из балета «Щелкунчик», «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» и «Стан Тамерлана» Александра Чайковского — эта русская кода словно давала финальный штрих стройному зданию величия национальной композиторской и исполнительской школ.
Ла-Рок-д'Антерон-Москва
Источник:
www.ng.ru