30 ноября в зале казанского ГБКЗ им. С. Сайдашева состоится дебют нового проекта камерного оркестра La Primavera под руководством Рустема Абязова «Десятилеточное братство».
Концертная программа соберет на одной сцене выпускников музыкальной школы-десятилетки при Казанской консерватории, давно разъехавшихся по всему миру. По замыслу маэстро концерты «братства» войдут в добрую традицию.
Первый концерт проекта откроет российская пианистка, давно получившая признание мировой академической сцены, Софья Гуляк. Сейчас прославившаяся инструменталистка живет на две страны — в Великобритании и Литве. Концерты Гуляк в России — большая редкость.
В Казань специально приедет и известная скрипачка Вероника Дуркина, многие годы работающая в Швейцарии. Присоединятся к программе и выпускницы «десятилетки», ныне работающие в столице Татарстана, пианистка Елена Лось и скрипачка Елена Рольбина.
«Несмотря на свой жесточайший график, на участие в пилотном концерте дала свое согласие Софья Гуляк. На сегодняшний день это одна из самых востребованных пианисток мира. Изначально, когда она еще жила в Казани, уже было ясно, что ее ждет мировая известность. К своим 30 годам была лауреатом около 35 крупных международных конкурсов. Она это дело очень любила, а играла она просто изумительно. Софья просто ехала на любой конкурс и возвращалась оттуда с гран-при», — вспоминает маэстро Абязов.
«Но когда она получила первый приз на престижнейшем состязании мира — XVI Международном конкурсе пианистов в британском Лидсе в 2009 году, перед ней открылись двери всех концертных залов мира, — подчеркнул Рустем Абязов. — Она выдержала марафон из пяти или шести туров, соперничая с ведущими пианистами. За все время существования конкурса выходцам из Советского Союза всего несколько раз удалось преодолеть этот отбор. Софья стала первой женщиной в мире, кому удалось победить в Лидсе. И это решило ее судьбу. Ее мама живет в Казани, и она с удовольствием сюда приезжает. Но то, что ей удалось найти время для проекта, это большая удача».
В программе «Десятилеточного братства» концерт для двух скрипок с оркестром Иоганна Баха, первый фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича, Concerto Grosso номер один для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра немецкого композитора Альфреда Шнитке.
«Я очень тепло, с большой душевностью отношусь к специальной музыкальной школе при консерватории Жиганова. Во-первых, я сам ее закончил, во-вторых, еще десять лет своей жизни, десять лучших лет, я отдал этой школе, будучи ее директором, — подчеркнул маэстро. — Я считаю, что это действительно уникальная система. Таких в Советском Союзе было несколько, как образец была взята школа при Московской консерватории. В Поволжье казанская школа была единственной, она была открыта в 1960 году. Талантливые люди со всего Поволжья съезжались туда. За десять лет обучения человек, помимо стандартного школьного образования, получал профессиональную музыкальную специализацию. Там преподавали ведущие педагоги-профессора. После окончания школы у нас не было другого пути, и даже мысли не возникало ни о чем, кроме как о музыке, о продолжении обучения в консерватории».
«По всему миру разъехались выпускники нашей десятилетки, многие из них стали выдающимися музыкантами, стипендиатами фондов Спивакова, Крайнева и Ростроповича. Можно бесконечно перечислять имена: человек, близкий к школе, композитор и дирижер Михаил Плетнев, один из самых виртуозных пианистов мира Юрий Егоров. Я решил начать проект, в котором мы бы приглашали выпускников из разных городов и стран сыграть вместе и вспомнить, что все мы когда-то приобретали основы в одном месте. Если проект окажется удачным, то в сезон мне бы хотелось устраивать даже несколько подобных концертов», — сообщил Абязов.
По замыслу Абязова, все участники концертов серии «Десятилеточное братство» будут получать специально изготовленную статуэтку, на которой изображен пенек с опятами. Именно такая ассоциация возникла в голове маэстро, когда он задумывал проект. Все выпускники десятилетки, подобно этим опятам, выросли из одной грибницы и так же тесно связаны друг с другом. Как подчеркнул создатель проекта, ему хочется уйти от привычного в таких случаях пафоса.
Ольга Голыжбина
www.tatar-inform.ru