Кто украл голову Гайдна, как дирижер стал актером и почему американский скрипач должен стать гвоздем музыкального сезона
В ближайший понедельник в ГБКЗ им. Сайдашева премьерой поэмы Айрата Бик-Булатова «Любимец Бога — Амадей!» откроется новый сезон Казанского камерного оркестра La Primavera. Худрук и главный дирижер коллектива Рустем Абязов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, чем оркестр будет удивлять казанскую публику и почему играть с Башметом и Спиваковым еще не самое интересное.
Рустем Абязов: «Стараюсь приглашать людей, которые себя уже зарекомендовали, но у нас почему-то их не знают»
ВИРТУОЗЫ СОБИРАЮТСЯ В КАЗАНИ—
Рустем Юнусович, дирижер оркестра и отдых — вещи, как правило, не очень совместимые, но все равно спрошу: удалось ли отдохнуть перед открытием нового сезона?— Нет, в длительный отпуск сходить так и не получилось. Совершенно неожиданно возникли еще три концерта, после которых я уже без оркестра ездил в Красноярск на федеральный Сабантуй, где дирижировал на майдане местным камерным оркестром. Но я только что вернулся из Турции, куда на 10 дней ездил с семьей, так что сил на новый сезон хватит
.— Вы открываете его концертом, посвященным Году литературы в России, — премьерой поэмы Айрата Бик-Булатова «Любимец Бога — Амадей!» Как возник этот творческий союз?— Проект возник совершенно неожиданно. Часто бывает, что случайная встреча, случайная ситуация наталкивает людей на какую-то идею. Айрата Бик-Булатова я встретил на выставке картин Татьяны Лярсон — он читал там свои стихи, и оказалось, что в последнее время увлекся написанием поэм о композиторах. Я предложил ему совместить это с музыкой и составил программу, остановившись на Моцарте. Во-первых, на сегодня это один из самых популярных композиторов и среди профессионалов, и среди просто любителей музыки. И Айрат специально написал поэму под Увертюру к опере «Свадьба Фигаро», Концертной симфонии для скрипки, альта и оркестра, концерта для фортепиано с оркестром № 14 и Дивертисмента D-dur. Партию скрипки в
Концертной симфонии буду играть я, а партию альта исполнит Алексей Людевиг. Те, кто бывал на его концертах в рамках наших фестивалей, знают уровень мастерства музыканта. Это не только демонического вида мужчина, но и хороший, потомственный альтист. Фортепианный концерт будет играть наша замечательная Елена Лось
. Так что открытие сезона получится ярким. Бик-Булатов — сильный поэт с очень интересными языком и подходом к поэме. Он будет читать сам. Это, конечно, не чтение артиста МХАТа, но авторское прочтение в разы усиливает произведение.
—
Сентябрь — время, когда у всех оркестров открывается новый сезон и начинаются концертные программы. Бывают случаи, когда вы хотите видеть на открытии какого-то определенного солиста, а он в силу занятости или иных причин не может приехать? Или Казань для именитых исполнителей входит в список приоритетных городов за счет высокого уровня приглашающих коллективов?— Я должен благодарить Аллаха, что пока нам никто не отказывал. Бывают, конечно, переносы, если у исполнителя заранее расписан график, но к нам всегда с удовольствием едут. Пока с солистами, которых мы приглашаем, проблем не было.
— Не отказал, судя по программе концертного сезона 2015 — 2016, и американский скрипач Жиль Апап.— Да, он участвует в большом музыкальном событии, которое, как всегда, пройдет в марте. Я имею в виду уже четвертый по счету фестиваль L’arte del arco (
«Искусство смычка» —
прим.
авт.). И в этом году он пройдет еще масштабнее, потому что будет задействовано больше приглашенных артистов. Почти все это иностранные гости, но будут и российские музыканты. Например, в Казань приедет замечательный виолончелист из Москвы Борис Андрианов. И, конечно, будет всемирно известный скрипач Жиль Апап. Он прославился тем, что написал к концертам Моцарта свои джазово-этнические каденции. Когда смотришь на него — это просто феерия. То, что нам удалось его заполучить, — это большой успех.
В прошлом году мы боялись, что не удастся договориться с индийским скрипачом Лакшминараяном Субраманиамом, у которого график расписан далеко вперед, но он приехал. И все пребывали в каком-то шоке. Никто не ожидал подобного, потому что Индия совсем не ассоциируется у нас со скрипкой, а тут такая виртуозная игра! В этом году, надеемся, такой поражающей фигурой станет Апап. Мы в Казани открываем людей, которых уже знает весь мир. Например, скрипач Дмитрий Махтин. Это топовый скрипач, но в Казани до концерта, сыгранного с нами, его никто не знал. В этом году он снова приедет на фестиваль. Будет еще один выдающийся солист-контрабасист, которых в мире можно пересчитать по пальцам.
Новый сезон La Primavera откроет премьерой поэмы Айрата Бик-Булатова «Любимец Бога — Амадей!»
МУЗЫКА ДЛЯ БУДУЩИХ ДЕТЕЙ— В самом начале сезона вы сыграете первый концерт детского абонемента, что несвойственно вашему оркестру. Чем это вызвано?— Да, обычно мы делали концертные программы для детей во втором полугодии, а здесь по просьбе автора проекта Юлии Виват мы расставили концерты далеко друг от друга. В этом году они пройдут в октябре, январе и апреле и будут особенно интересными. На нашем сайте уже выложено несколько видеозаписей концертов, которые проходили два сезона подряд. Мне этот проект очень нравится, потому что это настоящие музыкальные спектакли, в которых в качестве актеров и музыкантов выступают дети. Музыканты La Primavera тоже станут актерами. Лично мне уже приходилось побывать в образ
ах Баха и Штрауса. Приходилось учить длинные тексты, но это того стоит, потому что конечный продукт всегда получается очень интересным. В этом году мы решили пойти дальше и сделали серию детективов. Интересно же, кто и почему украл голову Йозефа Гайдна! Или как одному человеку удалось выдать себя за многих композиторов сразу.
— А как вам новая для La Primavera сцена, на которой придется играть концерты «Музыкального детектива»?— Она уже не совсем новая для нас — детские абонементы двух прошедших сезонов проходили в Татгосфилармонии. До этого мы действительно работали на сцене филармонии и никогда не делали абонементов, тем более детских. Но, постепенно этот проект удалось «раскрутить». В этом году родители интересуются программой нашего оркестра особенно активно. Форма детектива многих подкупает. Людей нужно интриговать. Родителям, которые приходят на концерты вместе с детьми, тоже становится интересно. Многие думают, что идут на обычный концерт, а в итоге открывают для себя много нового, преподнесенного в достаточно необычной и интересной форме. Мы очень часто работаем с залом. Например, наш Штраус отвечал на вопросы зрителей, а Бах проводил викторину…
— Еще до первого концерта детского абонемента у вас пройдет и первый концерт цикла «Музыка для будущих детей и их мам». Что это за проект?— Это проект для наших слушателей, которые воспринимают музыку, находясь в утробе матери. Считается, что дети начинают воспринимать информацию еще до своего рождения — они все слышат, а классическая музыка благотворно влияет на малышей. Причем в Казани проводились исследования, которые показали, какая именно классическая музыка хорошо воздействует на беременных, а какая — не очень. Я видел этот список, и некоторые вещи в нем меня удивили. Например, известный и многими любимый «Канон» Пахельбеля — самое знаменитое произведение немецкого композитора эпохи барокко, оказывается, почему-то детей угнетает. Так что мы его исполнять точно не будем. И мы, конечно, сыграем далеко не все, что вошло в этот список, но то, что соответствует этим сочинениям по характеру, мы обязательно исполним. Мы сделали эти концерты открытыми и проведем их в актовом зале Казанского университета. Единственное условие, что беременные должны все сидеть, а те, кому не достанется места из небеременных, тем придется постоять.
«ЕСЛИ УДАСТСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ ЗАДУМАННОЕ, ЭФФЕКТ БУДЕТ КОЛОССАЛЬНЫЙ»— Судя по количеству совместных выступлений, вы очень любите цыганское трио «Лойко». В октябре они снова приедут в Казань и выйдут вместе с вами на сцену БКЗ. Кого еще ждать казанской публике?— Да, мы с удовольствием пригласили трио «Лойко». Они, конечно, потрясающие ребята. Это большие профессионалы, особенно, руководитель Сергей Эрденко. Большая часть музыки написана им. В этом году коллектив отмечает свое 25-летие и устраивает юбилейный тур по России. Обойти нас стороной, конечно, они просто не могли.
В октябре приезжает и наша российская легенда — мэтр баянного искусства Фридрих Липс. Он первый исполнитель почти всего, что в современной музыке написано для баяна, не только в России, но и во всем мире. Мы с ним дважды сотрудничали, но очень давно. И это было по линии союза композиторов. А сейчас его пригласили как солиста, и он, помня наше сотрудничество, сразу согласился. Сейчас он выступает вместе со своим сыном Святославом, очень хорошим пианистом, молодым, но уже заявившим о себе. Они предложили очень интересную программу. В первом отделении мы сыграем Ефрема Подгайца, а во втором — Астора Пьяццоллу. Я, честно говоря, удивился: концерт № 2 для баяна Viva voce Подгайца — достаточно крупное произведение, а основная тема — «Мурка»! Причем это так мастерски сделано, так остроумно, что блатная мелодия превращена в
симфоническое произведение. Мне часто предлагали играть Подгайца, но руки не доходили. И мы впервые прикоснемся к нему. Это по-настоящему интересная музыка. Ну, а Пьяццолла уже лет 30, наверное, держится в лидерах хит-парада нашей классической музыки.
— На прошлогоднем рождественском концерте солировал лауреат международных конкурсов Александр Митенев. В этом году «Рождественская россыпь музыкальных талантов» обещает встречу с молодыми музыкантами. Чем продиктован такой выбор?— Моя бывшая скрипачка, которая сейчас преподает в Казанской консерватории, порекомендовала мне двух исполнителей — арфистку Александру Тихонову и 14-летнего скрипача Равиля Ислямова. Рекомендуя его послушать, она сказала, что для него не существует скрипичных трудностей. Послушал. Арфистка — гениальная. Играет как богиня! Естественно, пригласил. И с отцом мальчика я списался. Равиль родом из Владимира, живет в Москве, но у него татарские корни. Поэтому он с удовольствием согласился приехать на историческую родину. Так и пришла идея собрать молодых звезд, по-настоящему талантливых музыкантов в одном праздничном концерте. Мы назвали его «Рождественская россыпь музыкальных талантов». У нас есть и свои таланты. Например, пианистка Елена Лось. И солистка Екатерина Воронцова, которая еще учится в консерватории. И сложилась очень эффектная программа. В ней собраны виртуозные произведения Целлера, Баццини, Бизе, Дебюсси и многих других.
—
В начале беседы вы упомянули о своем актерском опыте. В новом сезоне у поклонников La Primavera тоже будет возможность увидеть вас в этом амплуа. Правда, на этот раз вам не пришлось учить текст. Как родился этот проект?— Это будет очень интересный концерт. Мы назвали его «Вечер в формате немого кино». В Канаде был потрясающий камерный оркестр I Musici de Montréal Chamber Orchestra, который создал Юлий Туровский. У него как-то возникла идея, и они ее воплотили в жизнь — сделать анимационный фильм, который в точности соответствует партитуре «Картинок с выставки» Мусоргского. То есть если оркестр делает акцент, этот акцент проявляется и в анимации. Когда смотришь и слушаешь, удивляешься, как можно так точно попасть в ноты, потому что фильм шел на экране во время живого исполнения. У меня задача будет еще сложнее: сыграть под готовый мультфильм. Если удастся в полной мере реализовать задуманное, то эффект будет колоссальный. Это что касается первого отделения. А во втором будет продемонстрирован короткометражный художественный фильм «№ 9», в котором, так получилось, я исполнил главную роль. Этот фильм был в конкурсной программе недавнего фестиваля мусульманского кино. Сюжет этой в некотором роде мистической картины рассказывает о творческих муках композитора. На мой взгляд, получился красивый фильм. Когда режиссер Юрий Данилов пришел ко мне со сценарием, а это его дипломная работа, он мне показал несколько своих уже снятых фильмов. Я понял: это нечто совершенно неординарное. Взгляд, видение… Причем как у режиссера, так и у оператора. Не знаю, буду ли я когда-нибудь еще сниматься, потому что это весьма сложно и отнимает очень много времени, но то, что я побывал в этой шкуре, — это очень интересный опыт. А потом, когда мне уже показали результат, мне и фильм понравился. Интригующий. И конец очень необычный… Это был эксперимент. А в день концерта мы не только покажем этот фильм, но и «озвучим его» в лучших традициях времен немого кинематографа, когда оркестр сопровождает действие, происходящее на экране, после чего прозвучит и другая всеми любимая киномузыка — мелодия из кинофильмов «Огни рампы», «Шербурские зонтики» и так далее. Таким образом, получится концерт, посвященный кинематографу.
— Каждый год приезжает столько известных во всем мире исполнителей, и почти каждого из них надо открывать для казанского зрителя. Почему?— Вы знаете, я объясню. Как правило, приглашают имена. Потому что имена делают кассу — на известных исполнителей легче собрать публику. А мы пошли по другому пути. Я стараюсь приглашать людей, которые себя уже зарекомендовали, но у нас почему-то их не знают. Мне с ними интереснее. Я, конечно, с удовольствием сыграл бы и со Спиваковым, и с Башметом, но это будет
очередной раз — все играют с Башметом, все играют со Спиваковым. А взять того же Апапа, который никогда до этого не был в Казани, я не знаю, насколько его имя произведет здесь фурор, но если его назвать в любом другом месте мира и даже в России — люди встанут в очередь за билетами. Но Казань пока не может похвастаться таким высоким уровнем музыкальной просвещенности. Мы одни это вряд ли исправим, но будем стараться в силу своих возможностей.
Яна Воронаяhttp://www.business-gazeta.ru/article/141096/