Рустем Абязов: концерты для беременных и «Мурка» как симфоническое произведение

Добавлено 17 сентября 2015 muzkarta

Фестиваль «Искусство смычка» («L'arte del arco»), ГБКЗ имени Сайдашева, Рустем Абязов (скрипка, дирижер, композитор), Камерный оркестр «La Primavera», Александр Митенёв (бандонеон), Алексей Людевиг (альт), Борис Андрианов (виолончель)

Кто украл голову Гайдна, как дирижер стал актером и почему американский скрипач должен стать гвоздем музыкального сезона

В ближайший понедельник в ГБКЗ им. Сайдашева премьерой поэмы Айрата Бик-Булатова «Любимец Бога — Амадей!» откроется новый сезон Казанского камерного оркестра La Primavera. Худрук и главный дирижер коллектива Рустем Абязов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, чем оркестр будет удивлять казанскую публику и почему играть с Башметом и Спиваковым еще не самое интересное.

Рустем Абязов: «Стараюсь приглашать людей, которые себя уже зарекомендовали, но у нас почему-то их не знают»

ВИРТУОЗЫ СОБИРАЮТСЯ В КАЗАНИ

— Рустем Юнусович, дирижер оркестра и отдых — вещи, как правило, не очень совместимые, но все равно спрошу: удалось ли отдохнуть перед открытием нового сезона?

— Нет, в длительный отпуск сходить так и не получилось. Совершенно неожиданно возникли еще три концерта, после которых я уже без оркестра ездил в Красноярск на федеральный Сабантуй, где дирижировал на майдане местным камерным оркестром. Но я только что вернулся из Турции, куда на 10 дней ездил с семьей, так что сил на новый сезон хватит.

— Вы открываете его концертом, посвященным Году литературы в России, — премьерой поэмы Айрата Бик-Булатова «Любимец Бога — Амадей!» Как возник этот творческий союз?

— Проект возник совершенно неожиданно. Часто бывает, что случайная встреча, случайная ситуация наталкивает людей на какую-то идею. Айрата Бик-Булатова я встретил на выставке картин Татьяны Лярсон — он читал там свои стихи, и оказалось, что в последнее время увлекся написанием поэм о композиторах. Я предложил ему совместить это с музыкой и составил программу, остановившись на Моцарте. Во-первых, на сегодня это один из самых популярных композиторов и среди профессионалов, и среди просто любителей музыки. И Айрат специально написал поэму под Увертюру к опере «Свадьба Фигаро», Концертной симфонии для скрипки, альта и оркестра, концерта для фортепиано с оркестром № 14 и Дивертисмента D-dur. Партию скрипки в Концертной симфонии буду играть я, а партию альта исполнит Алексей Людевиг. Те, кто бывал на его концертах в рамках наших фестивалей, знают уровень мастерства музыканта. Это не только демонического вида мужчина, но и хороший, потомственный альтист. Фортепианный концерт будет играть наша замечательная Елена Лось. Так что открытие сезона получится ярким. Бик-Булатов — сильный поэт с очень интересными языком и подходом к поэме. Он будет читать сам. Это, конечно, не чтение артиста МХАТа, но авторское прочтение в разы усиливает произведение.

— Сентябрь — время, когда у всех оркестров открывается новый сезон и начинаются концертные программы. Бывают случаи, когда вы хотите видеть на открытии какого-то определенного солиста, а он в силу занятости или иных причин не может приехать? Или Казань для именитых исполнителей входит в список приоритетных городов за счет высокого уровня приглашающих коллективов?

— Я должен благодарить Аллаха, что пока нам никто не отказывал. Бывают, конечно, переносы, если у исполнителя заранее расписан график, но к нам всегда с удовольствием едут. Пока с солистами, которых мы приглашаем, проблем не было.

— Не отказал, судя по программе концертного сезона 2015 — 2016, и американский скрипач Жиль Апап.

— Да, он участвует в большом музыкальном событии, которое, как всегда, пройдет в марте. Я имею в виду уже четвертый по счету фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка» — прим. авт.). И в этом году он пройдет еще масштабнее, потому что будет задействовано больше приглашенных артистов. Почти все это иностранные гости, но будут и российские музыканты. Например, в Казань приедет замечательный виолончелист из Москвы Борис Андрианов. И, конечно, будет всемирно известный скрипач Жиль Апап. Он прославился тем, что написал к концертам Моцарта свои джазово-этнические каденции. Когда смотришь на него — это просто феерия. То, что нам удалось его заполучить, — это большой успех.

В прошлом году мы боялись, что не удастся договориться с индийским скрипачом Лакшминараяном Субраманиамом, у которого график расписан далеко вперед, но он приехал. И все пребывали в каком-то шоке. Никто не ожидал подобного, потому что Индия совсем не ассоциируется у нас со скрипкой, а тут такая виртуозная игра! В этом году, надеемся, такой поражающей фигурой станет Апап. Мы в Казани открываем людей, которых уже знает весь мир. Например, скрипач Дмитрий Махтин. Это топовый скрипач, но в Казани до концерта, сыгранного с нами, его никто не знал. В этом году он снова приедет на фестиваль. Будет еще один выдающийся солист-контрабасист, которых в мире можно пересчитать по пальцам.

Новый сезон La Primavera откроет премьерой поэмы Айрата Бик-Булатова «Любимец Бога — Амадей!»
МУЗЫКА ДЛЯ БУДУЩИХ ДЕТЕЙ

— В самом начале сезона вы сыграете первый концерт детского абонемента, что несвойственно вашему оркестру. Чем это вызвано?

— Да, обычно мы делали концертные программы для детей во втором полугодии, а здесь по просьбе автора проекта Юлии Виват мы расставили концерты далеко друг от друга. В этом году они пройдут в октябре, январе и апреле и будут особенно интересными. На нашем сайте уже выложено несколько видеозаписей концертов, которые проходили два сезона подряд. Мне этот проект очень нравится, потому что это настоящие музыкальные спектакли, в которых в качестве актеров и музыкантов выступают дети. Музыканты La Primavera тоже станут актерами. Лично мне уже приходилось побывать в образах Баха и Штрауса. Приходилось учить длинные тексты, но это того стоит, потому что конечный продукт всегда получается очень интересным. В этом году мы решили пойти дальше и сделали серию детективов. Интересно же, кто и почему украл голову Йозефа Гайдна! Или как одному человеку удалось выдать себя за многих композиторов сразу.

— А как вам новая для La Primavera сцена, на которой придется играть концерты «Музыкального детектива»?

— Она уже не совсем новая для нас — детские абонементы двух прошедших сезонов проходили в Татгосфилармонии. До этого мы действительно работали на сцене филармонии и никогда не делали абонементов, тем более детских. Но, постепенно этот проект удалось «раскрутить». В этом году родители интересуются программой нашего оркестра особенно активно. Форма детектива многих подкупает. Людей нужно интриговать. Родителям, которые приходят на концерты вместе с детьми, тоже становится интересно. Многие думают, что идут на обычный концерт, а в итоге открывают для себя много нового, преподнесенного в достаточно необычной и интересной форме. Мы очень часто работаем с залом. Например, наш Штраус отвечал на вопросы зрителей, а Бах проводил викторину…

— Еще до первого концерта детского абонемента у вас пройдет и первый концерт цикла «Музыка для будущих детей и их мам». Что это за проект?

— Это проект для наших слушателей, которые воспринимают музыку, находясь в утробе матери. Считается, что дети начинают воспринимать информацию еще до своего рождения — они все слышат, а классическая музыка благотворно влияет на малышей. Причем в Казани проводились исследования, которые показали, какая именно классическая музыка хорошо воздействует на беременных, а какая — не очень. Я видел этот список, и некоторые вещи в нем меня удивили. Например, известный и многими любимый «Канон» Пахельбеля — самое знаменитое произведение немецкого композитора эпохи барокко, оказывается, почему-то детей угнетает. Так что мы его исполнять точно не будем. И мы, конечно, сыграем далеко не все, что вошло в этот список, но то, что соответствует этим сочинениям по характеру, мы обязательно исполним. Мы сделали эти концерты открытыми и проведем их в актовом зале Казанского университета. Единственное условие, что беременные должны все сидеть, а те, кому не достанется места из небеременных, тем придется постоять.

«ЕСЛИ УДАСТСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ ЗАДУМАННОЕ, ЭФФЕКТ БУДЕТ КОЛОССАЛЬНЫЙ»

— Судя по количеству совместных выступлений, вы очень любите цыганское трио «Лойко». В октябре они снова приедут в Казань и выйдут вместе с вами на сцену БКЗ. Кого еще ждать казанской публике?

— Да, мы с удовольствием пригласили трио «Лойко». Они, конечно, потрясающие ребята. Это большие профессионалы, особенно, руководитель Сергей Эрденко. Большая часть музыки написана им. В этом году коллектив отмечает свое 25-летие и устраивает юбилейный тур по России. Обойти нас стороной, конечно, они просто не могли.

В октябре приезжает и наша российская легенда — мэтр баянного искусства Фридрих Липс. Он первый исполнитель почти всего, что в современной музыке написано для баяна, не только в России, но и во всем мире. Мы с ним дважды сотрудничали, но очень давно. И это было по линии союза композиторов. А сейчас его пригласили как солиста, и он, помня наше сотрудничество, сразу согласился. Сейчас он выступает вместе со своим сыном Святославом, очень хорошим пианистом, молодым, но уже заявившим о себе. Они предложили очень интересную программу. В первом отделении мы сыграем Ефрема Подгайца, а во втором — Астора Пьяццоллу. Я, честно говоря, удивился: концерт № 2 для баяна Viva voce Подгайца — достаточно крупное произведение, а основная тема — «Мурка»! Причем это так мастерски сделано, так остроумно, что блатная мелодия превращена в симфоническое произведение. Мне часто предлагали играть Подгайца, но руки не доходили. И мы впервые прикоснемся к нему. Это по-настоящему интересная музыка. Ну, а Пьяццолла уже лет 30, наверное, держится в лидерах хит-парада нашей классической музыки.

— На прошлогоднем рождественском концерте солировал лауреат международных конкурсов Александр Митенев. В этом году «Рождественская россыпь музыкальных талантов» обещает встречу с молодыми музыкантами. Чем продиктован такой выбор?

— Моя бывшая скрипачка, которая сейчас преподает в Казанской консерватории, порекомендовала мне двух исполнителей — арфистку Александру Тихонову и 14-летнего скрипача Равиля Ислямова. Рекомендуя его послушать, она сказала, что для него не существует скрипичных трудностей. Послушал. Арфистка — гениальная. Играет как богиня! Естественно, пригласил. И с отцом мальчика я списался. Равиль родом из Владимира, живет в Москве, но у него татарские корни. Поэтому он с удовольствием согласился приехать на историческую родину. Так и пришла идея собрать молодых звезд, по-настоящему талантливых музыкантов в одном праздничном концерте. Мы назвали его «Рождественская россыпь музыкальных талантов». У нас есть и свои таланты. Например, пианистка Елена Лось. И солистка Екатерина Воронцова, которая еще учится в консерватории. И сложилась очень эффектная программа. В ней собраны виртуозные произведения Целлера, Баццини, Бизе, Дебюсси и многих других.

— В начале беседы вы упомянули о своем актерском опыте. В новом сезоне у поклонников La Primavera тоже будет возможность увидеть вас в этом амплуа. Правда, на этот раз вам не пришлось учить текст. Как родился этот проект?

— Это будет очень интересный концерт. Мы назвали его «Вечер в формате немого кино». В Канаде был потрясающий камерный оркестр I Musici de Montréal Chamber Orchestra, который создал Юлий Туровский. У него как-то возникла идея, и они ее воплотили в жизнь — сделать анимационный фильм, который в точности соответствует партитуре «Картинок с выставки» Мусоргского. То есть если оркестр делает акцент, этот акцент проявляется и в анимации. Когда смотришь и слушаешь, удивляешься, как можно так точно попасть в ноты, потому что фильм шел на экране во время живого исполнения. У меня задача будет еще сложнее: сыграть под готовый мультфильм. Если удастся в полной мере реализовать задуманное, то эффект будет колоссальный. Это что касается первого отделения. А во втором будет продемонстрирован короткометражный художественный фильм «№ 9», в котором, так получилось, я исполнил главную роль. Этот фильм был в конкурсной программе недавнего фестиваля мусульманского кино. Сюжет этой в некотором роде мистической картины рассказывает о творческих муках композитора. На мой взгляд, получился красивый фильм. Когда режиссер Юрий Данилов пришел ко мне со сценарием, а это его дипломная работа, он мне показал несколько своих уже снятых фильмов. Я понял: это нечто совершенно неординарное. Взгляд, видение… Причем как у режиссера, так и у оператора. Не знаю, буду ли я когда-нибудь еще сниматься, потому что это весьма сложно и отнимает очень много времени, но то, что я побывал в этой шкуре, — это очень интересный опыт. А потом, когда мне уже показали результат, мне и фильм понравился. Интригующий. И конец очень необычный… Это был эксперимент. А в день концерта мы не только покажем этот фильм, но и «озвучим его» в лучших традициях времен немого кинематографа, когда оркестр сопровождает действие, происходящее на экране, после чего прозвучит и другая всеми любимая киномузыка — мелодия из кинофильмов «Огни рампы», «Шербурские зонтики» и так далее. Таким образом, получится концерт, посвященный кинематографу.

— Каждый год приезжает столько известных во всем мире исполнителей, и почти каждого из них надо открывать для казанского зрителя. Почему?

— Вы знаете, я объясню. Как правило, приглашают имена. Потому что имена делают кассу — на известных исполнителей легче собрать публику. А мы пошли по другому пути. Я стараюсь приглашать людей, которые себя уже зарекомендовали, но у нас почему-то их не знают. Мне с ними интереснее. Я, конечно, с удовольствием сыграл бы и со Спиваковым, и с Башметом, но это будеточередной раз — все играют с Башметом, все играют со Спиваковым. А взять того же Апапа, который никогда до этого не был в Казани, я не знаю, насколько его имя произведет здесь фурор, но если его назвать в любом другом месте мира и даже в России — люди встанут в очередь за билетами. Но Казань пока не может похвастаться таким высоким уровнем музыкальной просвещенности. Мы одни это вряд ли исправим, но будем стараться в силу своих возможностей.

Яна Вороная
http://www.business-gazeta.ru/article/141096/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору