На днях в Якутске состоялся редкий концерт. С оркестром Филармонии Якутии «Symphonica ARTica» под управлением маэстро Фабио Мастранжело играл гитарист мировой величины. Побеседовать с ним мне удалось накануне выступления.
– Дмитрий, наверное, в России нет человека, который не любил бы звучание гитары. Поговорим же о ней – вашей вечной спутнице. Ее сделали специально для вас?
– Это работа японского мастера, – Дмитрий бережно вынул из футляра классическую шестиструнную гитару. – Она стала моей в качестве приза за победу на конкурсе в Польше в 1999 году. Конечно, у меня есть и другие, изготовленные русскими, немецкими мастерами, еще я заказал гитару в Испании.
– Недавно бард Вероника Долина выступила на канале «Культура» с инструментом, похожим на лютню, но звучание его было гитарным. Оказывается, и такое бывает.
– Гитара еще не завершила свою эволюцию. Дело в том, что всем нужен громкий звук. Для этого придумываются различные приспособления, невероятные формы. Изобретена даже арфа-гитара с дополнительными струнами, расположенными на деке. Есть экземпляры с двойными, тройными грифами. Когда музыка электрифицировалась, то мир увидел гитары самых немыслимых конфигураций. Так что это инструмент с будущим.
– Дмитрий, у вас к гитаре любовь с первого взгляда?
– Да. Когда родители привели меня в музыкальную школу, я сразу сказал – хочу играть на гитаре. Они согласились, хотя выбрали более престижный класс. В то время почему-то игра на ней считалась браком. Ведь в СССР ее объявили буржуазным инструментом и надолго убрали из всех музыкальных вузов.
– Тем не менее народ не переставал ее любить...
– Ей нет равных в силу романтичности, доступности и мобильности. С ней мог конкурировать баян, но он все-таки тяжелый. А с ней хоть на Северный полюс и в космос!
Сейчас гитарная музыка в России переживает бум. Одно то, что на Международном конкурсе гитарной ассоциации Америки три последних победителя – россияне, говорит о многом! В последние годы наша школа сильно развилась, появились новые веяния, тенденции, которые пока не дошли до регионов. Поэтому хочу дать здесь мастер-класс. Ведь я еще доцент РАМ имени Гнесиных.
– У вас музыкальная семья?
– Увы, отец занимался историей философии, а мама биохимией. Дед вовсе был послом СССР в Танзании.
– Тогда ваш романтизм от него. Вы много путешествуете?
– Благодаря гитаре мне приходилось выступать в Европе, Северной и Латинской Америке, Японии, Южной Корее, я объездил почти всю Россию от Калининграда до Камчатки. Только вот в Якутии в первый раз.
– Вас пригласил Фабио Мастранжело?
– Конечно! Если речь идет о выступлении с оркестром, предложение исходит от дирижера.
С «Symphonica ARTica» мы исполняем два концерта для гитары. Первый написал итальянец Мауро Джулияни, друг Бетховена. А Марио Кастельнуово-Тедеско – автор ХХ века. Гитара – классический инструмент, у нее много общего с фортепиано. Во многих консерваториях мира они преподаются на одном факультете. Композиторы издавна любят писать концерты для гитары с симфоническим оркестром. Я рад, что с моей помощью такая музыка приобретает в России больше поклонников.
Аита ШАПОШНИКОВА
http://www.gazetayakutia.ru