С рюкзаком за классикой

Добавлено 11 июня 2015 muzkarta

Борис Бровцын (скрипка), Елена Ревич (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Центр классической музыки, Фестиваль «Музыкальная экспедиция», Сергей Накаряков (труба, флюгельгорн)

    Во Владимирской области завершился фестиваль «Музыкальная экспедиция»

Борис Андрианов исполнил музыку Бородина на площади села, где когда-то отдыхал и работал сам композитор. Фото из открытых источников
    «Музыкальная экспедиция» — название, ассоциирующееся не столько с фестивалем, сколько с научными поисками и открытиями. Тем не менее это именно фестиваль, только такой, которому не сидится на месте: концерты, уже второй год устраиваемые в июне знаменитым виолончелистом Борисом Андриановым и его друзьями, проходят по городкам и селам Владимирской области. И открытия там тоже постоянно случаются: люди открывают для себя архитектурные шедевры и красоты классической музыки, о которых они, возможно, не подозревали.

Семь дней — семь концертов в разных местах края. Лучшие камерные произведения Чайковского, Бетховена, Шумана, Брамса. Уровень исполнения — безо всякой скидки на лето и пленэр: квартет имени Ойстраха, солисты-скрипачи Борис Бровцын, Фумиаки Миура (Япония), Елена Ревич, трубач Сергей Накаряков, пианистка Мария Меерович (Бельгия). Великолепный звук, отличные инструменты, вплоть до привозимого из Москвы роскошного японского рояля, который весьма колоритно смотрится на площади какого-нибудь села у подножия местной церкви. Артистов заваливают букетами душистой сирени. И хоть бы один эксцесс с неадекватным зрителем или просто подгулявшим селянином…

Так не бывает, скажете вы. Бывает, если за дело берутся настоящие профессионалы и энтузиасты. Идея праздника возникла некоторое время назад, когда Борис попал в Муромцево — бывшую усадьбу последнего владимирского предводителя дворянства Владимира Храповицкого. Под впечатлением от красоты этого места, от неожиданной посреди лесной глуши Судогодского района готической архитектуры гость сказал привезшей его сюда владимирке, заместителю директора областного департамента культуры Алисе Бирюковой: «Вот бы здесь поиграть!»

Сколько подобных порывов возникает у артистов в поездках, но почти все они разбиваются о прозу жизни. А уж Муромцево и вовсе представляло собой руину.

Но случилось по-другому. Молодая «культурная команда», собранная губернатором Светланой Орловой, проявила хватку и энергию. Вскоре к усадьбе Муромцево пролегла асфальтовая дорога, парк расчистили. И уже в прошлом году здесь состоялся первый концерт, собравший четыре тысячи зрителей.

Владимирцам приглянулось начинание — не в последнюю очередь из-за его демократичности: вход свободный, только оплати поездку автобусом из Владимира или Коврова, а это какая-нибудь пара сотен рублей, и слушай программу, от которой не отказались бы лучшие столичные залы.

Например, в древнем, почти 850-летнем Гороховце, который по концентрации архитектурных памятников вполне сравнится с Суздалем, на днях у подножия лесистой горы, под сенью монастырских стен на берегу Клязьмы раздавались взволнованные звуки «Воспоминания о Флоренции» Чайковского и мистические гармонии «Просветленной ночи» Шенберга, так соответствующие волшебному колориту летних русских сумерек.

Особенно интересными выдались визиты в мемориальные композиторские дома. Один из них — усадьба Танеевых в селе Маринино Ковровского района, где сохранился бревенчатый дом 1762 года, построенный секунд-майором Михаилом Танеевым, и очаровательная (хотя требующая большого ремонта) церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная в 1808-м сыновьями Михаила Василием и Андреем, тоже военными, как и почти все Танеевы, кроме Сергея Ивановича — знаменитого композитора. Думаю, этому великому мастеру полифонии было бы приятно услышать, как в его родовой вотчине звучит благородная камерная музыка Мендельсона.

Второй памятный домик совсем скромен — это жилище сельского священника Павла Дианина в селе Давыдово Камешковского района, сын которого Александр учился химии у Александра Бородина в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Известно, что основной своей профессией автор «Князя Игоря» считал химию. Но главной страстью была музыка, и к Дианиным он приезжал на лето сочинять. К Александру относился как к сыну (своих детей у Александра Порфирьевича не было), и именно Дианины стали потом душеприказчиками бородинского наследия. Сын Александра Сергей, физик по образованию, но также горящий музыкой человек, в 1980 году добился организации в давыдовском доме музея.

Правда, за век с лишним от владения отпала его часть, особенно любимая Бородиным, — сад, который он называл своим зеленым кабинетом: там к нему приходили лучшие музыкальные идеи, в том числе несколько номеров той самой оперы «Князь Игорь».

И вот в дни фестиваля восстановилась связь времен: прямо на концерте на сельской площади, где только что Борис Андрианов играл «Ноктюрн» Бородина на своей прекрасной итальянской виолончели XVIII века, Алиса Бирюкова объявила, что усилиями устроителей праздника и их единомышленников сейчас оформляется приобретение утраченного участка и передача его в дар музею.

На будущий год Алиса Бирюкова планирует объехать с фестивалем отдаленные усадьбы Владимирщины — такие, например, как Андреевское с его уникальной сохранностью имения графов Воронцовых. Надеется, что это не только доставит радость публике и музыкантам, но и привлечет внимание к тем памятникам, которые нуждаются в реставрации.

А Борис Андрианов подумывает о том, как праздник могли бы украсить голоса музыкальных владимирских детей.

Сергей Бирюков
http://www.trud.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору