Концерт «Дудук — это не просто музыка, это — молитва» прошел 3 сентября в зале Губернаторского Дворца культуры «Дружбы народов» в рамках осенней афиши 59-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», организатором которого является Ленинский мемориал.
Аргишти Арутюнян и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением Сергея Кисса исполнили армянские народные песни и авторские произведения Аргишти, «Песню о далекой Родине» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» Микаэла Таривердиева, «Ты не пришла» Алекпера Тагиева; в исполнении оркестра прозвучали знаменитые номера из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна: изящный «Танец розовых девушек» и темпераментная Лезгинка.
Аргишти Арутюнян, получил профессиональное образование как пианист и ударник, но отдал свое сердце дудуку, с которым не расстаётся уже 13 лет. Знаток армянской национальной культуры и мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян в 2014 году поддержал увлечение Аргишти, назвав его «самым чувственным исполнителем на дудуке». Эта похвала титулованного музыканта и занятия с ним утвердили Аргишти в правильности выбора. Романтический склад характера артиста способствует поиску новых оттенков звучания и музыкальных образов в игре на древнем инструменте. Музыкант вырабатывает свою философию, все больше и больше углубляясь в века и размышляя над судьбой человечества.
«Я как будто взлетаю, как журавль, и просто смотрю на человеческую трагикомедию: войны, подвиги, радость, любовь — и всё это вместе одним мазком на полотне. Я сопереживаю всей истории человечества. Мы летим в этом холодном космосе и пытаемся что-то делать. Нас отправили на Землю, мы пытаемся как-то жить, любить друг друга. Поэтому этот инструмент — сопереживание Вечности, нашей истории. Я играл, но долго не находил правильного слова: пафосный дудук у меня? тонкий? „Чувственный“ — это то самое слово. Романтика, сюрреализм — всё вперемешку. Да, это тот самый пафос древности, пыль и эта щепотка истории, сыплющаяся сквозь пальцы, как песок. И Дживан Гаспарян мне указал эту колею», — рассказал Аргишти Арутюнян.
Аргишти не останавливается на достигнутом и любит экспериментировать, вводя в репертуар дудукиста новые произведения и жанры, исполняя не только старинную национальную армянскую музыку, но и классику, современные песни и обработки, сочетая дудук с органом, с гитарой, солируя в джазовых композициях.
Задумчивое парящее над всем залом звучание инструмента заставляло и слушателей размышлять о смысле бытия, что придавало философский оттенок вечеру, который был заявлен организаторами фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» как лирическое послесловие к размышлениям о войне и мире, об истинных ценностях и красоте жизни.
Слушатели были солидарны в высказываниях о концерте, признавая, что Аргишти владеет инструментом в совершенстве.
«Удивительно трогательное, по-восточному чарующее звучание инструмента завораживало слушателей в зале. Большое спасибо всем организаторам и исполнителям за прекрасный концерт и возможность услышать исполнение музыкальных произведений в новом колоритном этническом звучании», — написала на сайте слушательница Татьяна Куракина.