В Ульяновске состоялась премьера оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие…»

Добавлено 06 сентября 2021 stv@leninmemorial.ru

Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

Концерт прошел в рамках осенней афиши 59-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».

4 сентября в зале Губернаторского Дворца культуры «Дружбы народов» оперу в концертном исполнении исполнили солисты и хоровая группа Оперной студии Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением дирижёра Евгения Афанасьева (Казань).

Как и все мероприятия осенней афиши фестиваля, постановка была посвящена важной дате мировой истории — Дню окончания Второй мировой войны. Опера Кирилла Молчанова, написанная по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», по праву вошла в число лучших произведений для музыкального театра, посвящённых военной теме, а исполнение силами студенческой оперной труппы — сверстниками трагически погибших девушек-зенитчиц — только усилило впечатление от спектакля. Партии в опере исполнили: Гузель Низамова (Бричкина Лиза) и Анна Халлдорсдоттир (Гурвич Соня) — сопрано; Анна Татар (Кирьянова), Маргарита Полушкина (Овсянина Рита), Карина Калимуллина (Комелькова Женька), Виолетта Ченина (Марья) — меццо-сопрано; Дмитрий Гладких (Васков) — бас.

«Без всяких скидок на возраст и отсутствие профессионального опыта у молодых артистов отметим, что опера была исполнена на высоком уровне: замечательные голоса, хорошее чувство ансамбля, искренне сопереживание своим героям (казалось, девушки на сцене оставались самими собой) — весь зал от начала до конца слушал эту трогательную военную историю, затаив дыхание. Возможно, в скором времени ребята выйдут на большую сцену и умножат число лучших представителей вокальной школы Казанской консерватории. Дмитрия Гладких хочется отметить особо — для молодого певца эта роль сложна не только в вокальном отношении, но и в содержательном: умудрённый жизненным и военным опытом, Васков во многом меняется на протяжении оперы, превращаясь из строго и „суховатого“ старшины в любящего отца, брата, друга своих отважных солдат. Финал оперы с простым восклицанием старшины „девчата!“ стал высшей точкой эмоционального накала всего спектакля — редкий слушатель в этот момент не вытер слезу», — подчеркнула кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева.

Хор органично вливался в действие, становясь фоном или свидетелем событий и добавляя в оперу национальный колорит. Участники хора оставались «в образе» на протяжении всего спектакля. В каждом вступлении хора, в каждой мизансцене чувствовалась хорошая профессиональная работа хормейстера Гульназ Акбаровой и заведующей труппой оперной студии Екатерины Зарифовой.

Драматургия оперы выстроена композитором с большим мастерством, оркестровая партия, подобная звуковой декорации, гибко, выразительно передаёт атмосферу событий, уводя то в воспоминания о мирной жизни, то напоминая об опасности тревожными нотами в басах, то взрываясь звуковым натиском вражеского нашествия. Ульяновский оркестр в короткие сроки сумел «вжиться» в эту партитуру, освоив незнакомый материал, современные оперы на нашей сцене практически не ставились. Дирижёр Евгений Афанасьев мастерски координировал все составляющие это многоуровневого музыкального действа в непростой акустике зала, добившись ощущения цельности всего спектакля.

«Музыкальный язык оперы достаточно демократичен для слушателей — много сольных номеров, которые имеют ясную мелодию с песенными или романсовыми интонациями, то есть написаны достаточно простым языком. Но у оркестра, особенно в драматических центрах, есть и сложные по ритму и полифонии моменты, например, в сцене гибели Лизы в болоте. Я как руководитель студенческого оркестра Казанской консерватории всегда кропотливо на протяжении многих репетиций работаю над всеми оркестровыми сложностями, а здесь — сжатые сроки, но в профессиональном коллективе многие вещи гораздо быстрее преодолеваются, чем в студенческом. С симфоническим оркестром всегда приятно работать: более профессиональное звучание, быстрая реакция, какие-то решения оркестр даже сам предлагает — появляются интересные звуковые находки. Но есть и специфические сложности: это же не оперный оркестр, который привык аккомпанировать солистам и достаточно хорошо знает оперные партии. В нашем случае для оркестрантов это было невозможно и поэтому от всех музыкантов требовалось повышенное внимание. Я с ульяновским оркестром работал в 2018 году, сегодня это мое второе выступление, и мне приятно работать с вашим коллективом. Что касается солистов — они студенты и находятся в самом начале своего творческого пути. Наверное, ни один из них еще никогда не пел с оркестром. У нас была постановка в Малом зале Казанской консерватории в мае, где пели только под фортепиано. Новое звучание — это большая трудность, к счастью, все они выдержали испытание, мы все довольны тем, как прошёл спектакль», — рассказал дирижер Евгений Афанасьев.

Художественный руководитель оперной студии, заведующая кафедрой музыкального театра Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Альфия Заппарова отметила важное значение этого сочинения для Казанской консерватории и поблагодарила организаторов концерта — Ленинский мемориал — за приглашение и теплый прем.

«Наша Казанская государственная консерватория — ровесница Победы. Она была открыта 13 апреля за месяц до окончания войны. Первыми студентами и музыкантами в консерватории были победители, которые прошли всю войну и пришли в наше учебное заведение, чтобы учиться или преподавать. Мы до сих пор чувствуем эту незримую связь с военной темой, с темой победы. Мы каждые 5 лет повторяем этот спектакль к юбилею Победы с разным составом солистов, с разными оркестрами. И сейчас — это просто подарок, что Ульяновский государственный академический симфонический оркестр играет с нами. Радует содружество с таким великолепным оркестром: профессиональные музыканты играют, дышат рядом с нами на сцене, всё отлично интонируется, даже по первой репетиции, по первым аккордам стало понятно, что исполнение будет глубоким, проникновенным и дойдет до сердец публики, потому что оркестровка просто божественная. Молодые солисты нашей студии — оперные певцы, это будущее нашей России. И мы гордимся тем, что все, кто прошли школу Оперной студии Казанской государственной консерватории, сейчас востребованы, эти артисты работают и в театрах Татарстана, и в оперных театрах Поволжья; Екатерина Воронцова поет в Большом театре, Влада Боровко — в Ковент-Гардене. Мы объездили многие города, и мы гордимся тем, что марка Казанской консерватории всегда на высоте. Сотрудничество наших студентов с симфоническими оркестрами и оперными театрами — залог того, что русская и национальная классика не будет в забвении. Мировая классика везде исполняется. Всё равно итальянскую музыку мы не споем лучше, чем итальянцы. Но вот лучше нас русскую классику, советскую классику, национальную классику уж точно никто не исполнит. Я желаю всем творческих успехов и низкий поклон участникам и организаторам фестиваля, спасибо большое за приглашение», — отметила Альфия Заппарова.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору