Саксофонист Азат БАЯЗИТОВ: Джаз — музыка свободных людей!
Добавлено 01 ноября 2013 muzkarta
ГБУК РТ «Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая», Аркадий Шилклопер (валторна)
Когда становится грустно, слушайте джаз! Эта музыка - отличное лекарство от осенней хандры и плохого настроения. В верности этих слов мы смогли убедиться, когда в нашей редакции зазвучал саксофон. Несколько тактов джазовой импровизации подарил нам гость «КВ» - известный музыкант, художественный руководитель и главный дирижер Филармонического джаз-оркестра РТ Азат БАЯЗИТОВ.
Представляем гостя. Азат Баязитов родился в Казани. Обучение музыке начал со скрипки в музыкальной школе. После ее окончания в той же музыкальной школе решил осваивать саксофон. Поступил в Казанское музыкальное училище, а через три года стал студентом РАМ им. Гнесиных, где учился у лучшего в России педагога по саксофону - профессора Александра Осейчука.
В 2010 году стал лауреатом I премии всероссийского конкурса исполнителей джазовой музыки «Джаз ХХI века. Новое поколение»; 2011 год принес Азату победу сразу на трех международных конкурсах: в Актобе (Казахстан), в Ростове-на-Дону (VIII Международный джазовый конкурс) и в Москве (международный конкурс саксофонистов «Голос саксофона в современном мире»).
В свои 25 лет Азат имеет большой опыт выступлений. Долгое время был солистом оркестра Анатолия Кролла «Академик-Бенд», участником молодежного биг-бенда «Большой джазовый оркестр» под управлением Петра Востокова. Сегодня участвует в нескольких известных джазовых коллективах и тесно сотрудничает с легендой мирового джаза Валерием Пономаревым (США).
В разное время играл вместе с Борисом Козловым (США), Аркадием Шилклопером, Олегом Бутманом, биг-бендом Игоря Бутмана, ансамблем бразильской музыки Esh и многими другими. Пишет музыку - современный джаз в необычном сочетании с рок-музыкой.
С 1 июля 2013 года Азат Баязитов - худрук и главный дирижер Филармонического джаз-оркестра РТ.
Нет джазовой среды - нет джаза
- Азат, сложно решиться стать руководителем джаз-оркестра РТ? Все-таки в 25 лет взять на себя ответственность за такой коллектив - шаг серьезный...
- Я понимал, что будет непросто. Сложность даже не в моем возрасте. Дело в том, что джаз у нас сейчас в упадке, и надо предпринимать реальные шаги, чтобы изменить ситуацию. Казань всегда считалась джазовым городом. Музыкальные традиции заложены великими джазовыми музыкантами Олегом Лундстремом, Виктором Дерингом. В 1947 году прошлого века они вернулись из Шанхая в СССР. В Москву их не пустили, приехали в Казань. В 1980 - 1990-е годы в городе проходил знаменитый фестиваль «Джазовый перекресток». Был джазовый клуб «Веселый Роджер». Фестиваль, джазовый клуб, музыкальное джазовое образование и оркестр - вот четыре составляющие успешного развития джаза. А что у нас? Фестиваля нет, клуб закрылся, а в 2004 году закрылось и джазовое отделение в музыкальном училище. Остался только наш оркестр.
- Нет джазовой среды - нет джаза?
- Да, среда для джазового музыканта важнее, чем уровень гонораров за выступление. В Казани же нет ни одного джазового клуба, где музыканты могут встречаться, играть, пробовать свои силы в разных направлениях. Без такой клубной атмосферы ничего не будет. Поэтому, если вдруг у нас появляется талантливый джазмен, он уезжает в Москву, Санкт-Петербург или на Запад, где созданы более благоприятные условия для музыкального развития и реализации творческих способностей.
- Почему так происходит, может быть, джаз не совсем близок российскому менталитету?
- Джаз близок и понятен представителям любых культур. Он зародился в начале XX века в США, в Новом Орлеане, где жили люди из разных стран Европы, Африки. Темнокожие рабы были ограничены своими хозяевами во всем, но у них оставалась одна свобода - свобода петь. Своими песнями они выражали эту тягу к воле, свободе. В джазе удивительно переплелись и соединились европейские музыкальные традиции, ритмы африканской музыки. Первыми исполнителями джаза стали марширующие оркестры, которые играли на свадьбах, похоронах, праздниках. Первая грампластинка с джазовой музыкой была записана именно в Новом Орлеане 26 февраля 1917 года. Затем джаз стал повсеместным в Чикаго в 1920-х годах. А с 1930-х признанной джазовой столицей мира считается Нью-Йорк.
Приходится быть самоучками
- Где преподают джаз?
- В России джазовое образование можно получить только в академии имени Гнесиных. Тем, кто хочет играть джаз, приходится быть самоучками. Правда, сейчас есть интернет, современные технологии, которые дают возможность слушать любую музыку и быть в курсе всех новых течений.
- А как поставлена система джазового образования в Америке, на Западе?
- Там есть престижные школы искусств, где объединено все. Можно заниматься классикой, рок-музыкой, джазом, популярной музыкой, танцами, скульптурой, живописью, драматическим искусством... В эти школы стремятся попасть люди со всего мира несмотря на то, что плата за учебу - минимум 30 тысяч долларов в год. Но если докажешь, что ты талант, тебе делают скидку в 50, 70 или 100%. Максимальная стопроцентная скидка - право на бесплатное обучение, получают единицы - только по-настоящему талантливые музыканты (и чаще всего американцы).
- Как музыканты оркестра восприняли приход такого молодого руководителя?
- Большинство восприняли нормально. Но некоторые привыкли сидеть на своем месте и ничего не делать. С такими пришлось расстаться.
- Вы говорили, что найти музыкантов проблема. Где находите новых оркестрантов?
- Да, это огромная проблема! Например, симфоническому оркестру РТ намного проще. Есть база, где готовят для него кадры, - консерватория. У джаза такой учебной базы нет. В советское время в каждой общеобразовательной школе был школьный духовой оркестр и хор - основной источник кадров для оркестров. Приходится искать. К нам приехал даже парень из Башкирии. Сейчас он снимает квартиру, занимается и до репетиций, и после. Нам нужны именно такие энтузиасты, любящие свое дело, готовые постоянно совершенствовать мастерство.
Татарские мелодии в джазовом стиле
- На посту руководителя оркестра вы всего несколько месяцев, что удалось сделать за это время?
- С директором оркестра Сергеем Куприяновым мы добились повышения зарплаты музыкантов до 30 тысяч рублей в месяц. Я считаю, это очень важный момент. Оркестр принял участие в нескольких фестивалях. По приглашению легендарного музыканта Игоря Бутмана мы побывали на IV международном фестивале «Акваджаз» в Сочи. Он проходил в рамках культурной Сочинской олимпиады-2014. Участвовали в двух фестивальных концертах - на сцене Зеленого театра и на площади Искусств, и в параде джазовых оркестров на центральной аллее сочинского парка «Ривьера». Парад - зрелище незабываемое! Все оркестры шли по аллее и играли. Тему мелодий задавал Игорь Бутман, музыканты подхватывали ее и импровизировали.
- Какие сюрпризы оркестр готовит для казанцев?
- Готовим новые программы. Думаю, всем будет интересно услышать известные, красивые татарские песни в джазовой аранжировке.
- Такое возможно?
- Это может показаться странным и неожиданным, но татарская музыка по своей звуковой системе, по пентатонике очень близка к джазовой музыке и особенно к музыке афроамериканцев. Жиганов, Монасыпов, Яхин использовали пентатонику в своих произведениях. Олег Лундстрем в 1950-е годы сделал много аранжировок татарских мелодий, и джазовый оркестр с успехом их исполнял. Я тоже хочу попробовать сделать свои аранжировки татарских песен. Мне это очень интересно.
- Звезд планируете приглашать?
- Конечно, это одно из важных направлений нашей работы. На фестивале в Сочи мы познакомились с потрясающими ребятами из Америки - контрабасисткой и вокалисткой с завораживающим голосом Кейт Дэвис и уникальным барабанщиком Марком Уитфилдом-младшим. Они согласились выступить с нами в Казани. Мы вообще будем делать упор на молодых талантливых музыкантов. Хочется в первую очередь знакомить казанцев с уникальными инструменталистами.
- Как удается приглашать таких известных исполнителей, ведь это недешево?
- У нас есть определенный грант. Пока нам дали зеленый свет, а там посмотрим. Зал филармонии - место достаточно специфичное, оно находится несколько в стороне от других очагов культуры Казани. Сюда ходят на концерты оркестра народных инструментов, фольклорного ансамбля. А наша задача - раскрутить этот зал и как джазовую концертную площадку. Это можно сделать, приглашая звезд мирового класса.
Как «разговорить» саксофон?
- Азат, что для вас саксофон?
- Жизнь! Просто жизнь. Вот этот саксофон у меня уже достаточно давно. Это хороший, качественный французский инструмент. Мне его купили родители перед поступлением в Гнесинку.
- А сколько времени вам понадобилось для того, чтобы найти с ним общий язык?
- Наверное, годик мы с ним присматривались, прислушивались друг к другу. Но сейчас, думаю, «разговорить» любой саксофон смогу за месяц.
- Саксофон требует какого-то особенного ухода?
- Ухаживать за ним непросто. Это сложный духовой инструмент, состоящий из множества деталей. Вот видите, подушечки на клапанах... Их постоянно надо чистить, и счет там идет не на миллиметры, а на микроны. Если клапан перекрывается не полностью, то звук не извлекается.
- Если с инструментом что-то случилось, где его можно «вылечить», настроить?
- У нас в Казани специалистов по саксофонам нет. Таких мастеров на всю Россию несколько человек, есть мастер в Москве, есть в Ростове. Я вожу свой инструмент к замечательному мастеру Уточкину в Москву. Доверять его другим рукам не хочу.Ольга ИВАНЫЧЕВА; фото: Фарит МУРАТОВhttp://kazved.ru
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal