Музыка невероятной красоты и проникновенности была написана Гайдном в 1785 году по заказу Архиепископа Кадисского Собора для службы в Страстную пятницу (историю создания смотрите ниже).
Семь сонат с интродукцией и заключением. Hob. XX 1B (III Nos. 50-56)
- Maestoso ed Adagio Интродукция.
- Sonata I. Largo "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят"
- Sonata II. Grave e Cantabile "... ныне же будешь со Мною в раю"
- Sonata III. Grave "Се, Матерь твоя!"
- Sonata IV. Largo "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?"
- Sonata V. Adagio "Жажду!"
- Sonata VI. Lento "Свершилось!"
- Sonata VII. Largo "Отче! В руки Твои предаю дух Мой"
- Presto con tutta la forza Землетрясение.
Исполнитель - струнный
"Новый Русский Квартет" в составе:
Юлия ИГОНИНА (1-я скрипка),
Елена ХАРИТОНОВА (2-я скрипка),
Михаил РУДОЙ (альт),
Алексей СТЕБЛЁВ (виолончель)
Музыканты ответственно подходят к каждой программе и исполняют её с вызывающей уважение самоотдачей. У этого ансамбля есть то, что отличает профессиональный квартет от просто собравшихся вместе четырёх музыкантов, даже если каждый из них супер-профессионал. Они удивительно тонко чувствуют друг друга, они звучат, как один инструмент.
Концерт состоится в субботу 27 апреля Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова (Волхонка, 13, станция метро "Кропоткинская"). Расположена галерея напротив Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, рядом с Храмом Христа Спасителя. Начало концерта в 16 часов . В 14.45 специально для вас проводится бесплатная экскурсия по экспозициям галереи.
Стоимость билета 300 руб. В самой галерее билеты продаются только в день концерта с 14.00. Предварительная продажа билетов на сайте Москонцерта
www.mosconcert.com или
здесь. Кассир находится на расстоянии ближайшего к вам салона мобильной связи "Евросеть". Справки по тел. 8-926-4539464, 8-985-2835319.
По условиям зала, концерт может состояться, если продано не менее 50 билетов. Не откладывайте приобретение билета до дня концерта. Если каждый из вас решит купить билет перед концертом - концерт просто может быть отменён.
История создания
В 80-х годах XVIII столетия имя Йозефа Гайдна становится широко известным во всей Европе. Продолжая оставаться капельмейстером на службе у князя Николая Эстерхази, прославленный композитор получает заказы из многих стран. Создание сочинения, известного под названием "Семь последних слов нашего Спасителя на кресте", связано с заказом из Испании. Историю его описывает сам композитор в предисловии к вышедшему в 1801 году изданию ораториальной версии произведения.
"Прошло, примерно, пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию...
В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее - и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция.
Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем".
Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их "сонатами") с интродукцией и эпилогом "II Terremoto" ("Землетрясение"), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году. Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал его переложение для струнного квартета, также изданное в 1787 году, тогда же вышло и переложение для фортепиано.
До наших дней наиболее часто исполняемым является квартетный вариант. "Семь слов" - не сборник пьес, а единый цикл из девяти частей, которые невозможно исполнить отдельно, не нарушив цельности замысла одного из самых прекрасных, проникновенных и трагических сочинений Гайдна. Здесь, как и в мессах и в других церковных произведениях, композитор близок великим художникам Возрождения: основные черты его трактовки духовной тематики - человечность, искренность, возвышенная простота.