«Семь последних слов Спасителя нашего не кресте» Йозефа ГАЙДНА 27 апреля в Москве

Добавлено 17 апреля 2013 muzkarta

Михаил Рудой (альт), Юлия Игонина (скрипка), «Новый русский квартет», КФО «Москонцерта»

Музыка невероятной красоты и проникновенности была написана Гайдном в 1785 году по заказу Архиепископа Кадисского Собора для службы в Страстную пятницу (историю создания смотрите ниже).
Семь сонат с интродукцией и заключением. Hob. XX 1B (III Nos. 50-56)
  1. Maestoso ed Adagio Интродукция.
  2. Sonata I. Largo "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят"
  3. Sonata II. Grave e Cantabile "... ныне же будешь со Мною в раю"
  4. Sonata III. Grave "Се, Матерь твоя!"
  5. Sonata IV. Largo "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?"
  6. Sonata V. Adagio "Жажду!"
  7. Sonata VI. Lento "Свершилось!"
  8. Sonata VII. Largo "Отче! В руки Твои предаю дух Мой"
  9. Presto con tutta la forza Землетрясение.

Исполнитель - струнный"Новый Русский Квартет" в составе:
Юлия ИГОНИНА (1-я скрипка), Елена ХАРИТОНОВА (2-я скрипка), Михаил РУДОЙ (альт), Алексей СТЕБЛЁВ (виолончель)

Музыканты ответственно подходят к каждой программе и исполняют её с вызывающей уважение самоотдачей. У этого ансамбля есть то, что отличает профессиональный квартет от просто собравшихся вместе четырёх музыкантов, даже если каждый из них супер-профессионал. Они удивительно тонко чувствуют друг друга, они звучат, как один инструмент.

Концерт состоится в субботу 27 апреля Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова (Волхонка, 13, станция метро "Кропоткинская"). Расположена галерея напротив Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, рядом с Храмом Христа Спасителя. Начало концерта в 16 часов . В 14.45 специально для вас проводится бесплатная экскурсия по экспозициям галереи.

Стоимость билета 300 руб. В самой галерее билеты продаются только в день концерта с 14.00. Предварительная продажа билетов на сайте Москонцерта www.mosconcert.com или здесь. Кассир находится на расстоянии ближайшего к вам салона мобильной связи "Евросеть". Справки по тел. 8-926-4539464, 8-985-2835319.

По условиям зала, концерт может состояться, если продано не менее 50 билетов. Не откладывайте приобретение билета до дня концерта. Если каждый из вас решит купить билет перед концертом - концерт просто может быть отменён.

История создания

В 80-х годах XVIII столетия имя Йозефа Гайдна становится широко известным во всей Европе. Продолжая оставаться капельмейстером на службе у князя Николая Эстерхази, прославленный композитор получает заказы из многих стран. Создание сочинения, известного под названием "Семь последних слов нашего Спасителя на кресте", связано с заказом из Испании. Историю его описывает сам композитор в предисловии к вышедшему в 1801 году изданию ораториальной версии произведения.
"Прошло, примерно, пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию...
В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее - и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция.
Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем".
Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их "сонатами") с интродукцией и эпилогом "II Terremoto" ("Землетрясение"), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году. Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал его переложение для струнного квартета, также изданное в 1787 году, тогда же вышло и переложение для фортепиано.

До наших дней наиболее часто исполняемым является квартетный вариант. "Семь слов" - не сборник пьес, а единый цикл из девяти частей, которые невозможно исполнить отдельно, не нарушив цельности замысла одного из самых прекрасных, проникновенных и трагических сочинений Гайдна. Здесь, как и в мессах и в других церковных произведениях, композитор близок великим художникам Возрождения: основные черты его трактовки духовной тематики - человечность, искренность, возвышенная простота.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору