Сергей Загадкин: «Музыка — это что-то наподобие религии…»

Добавлено 13 ноября 2015 muzkarta

Григорий Соколов (фортепиано), Самарская филармония, Павел Назаров (фортепиано, клавесин), Сергей Загадкин (фортепиано), Александр Рудин (виолончель, дирижер), Московский камерный оркестр «Musica Viva», Юрий Башмет (альт, дирижер)

Сергей Загадкин — пианист, заслуженный артист России, профессор. Его судьба, ранние воспоминания связаны с Самарской филармонией. Здесь, так же как потом и у его детей, состоялись первые концерты с оркестром. А еще он с огромной теплотой вспоминает своих учеников… Самарская филармония в этот году отмечает 75 лет, но больше, чем 75, насчитывает музыкальная династия семьи Загадкиных.

Фото: www.zagadkin.narod.ru/fotos/solo/

— Что для вас и для вашей семьи филармония?

— Первые детские воспоминания связаны с филармонией. Помню, как меня водили на «Петю и Волка» Прокофьева, потом здесь же был кинотеатр, и мы смотрели «Джунгли», «Маугли»… И филармония была практически вторым домом, поскольку здесь работал отец. Они с мамой приехали после окончания Горьковской консерватории и остались…. Мама, Магдалина Николаевна, преподавала в училище. Она пианистка. Также играла в филармонии. Потом и я, начиная с 15 лет и по сей день, каждый год играю с филармоническим оркестром…

— Ваш отец, Николай Михайлович, более 40 лет являлся концертмейстером оркестра.

— Да. Я сейчас редко хожу на симфонические концерты. Мне не хватает звучания его скрипки, которую я всегда слышал, которая всегда выделялась. Он, конечно, был настоящий концертмейстер, настоящий скрипач. У него была хорошая школа, отец окончил курс у профессора Португалова, очень известного скрипача в свое время. И он действительно возглавлял симфонический оркестр долгие годы… Ему было 76 лет, когда он ушел из филармонии, но продолжал преподавать в академии, сейчас это уже институт.

— В Самаре много его учеников?

— Половина самарских оркестров — это его ученики. В оркестре Самарского академического театра оперы и балета и в филармонии сегодня играют его воспитанники, включая концертмейстеров — Татьяну Казакову и Ирину Смолякову. В числе учеников — концертмейстер Амстердамского симфонического оркестра Семен Меерсон, но и в других городах немало.

— И ваша дочь Ольга также училась у него?

— Да, она его ученица. Талантливая скрипачка, сейчас она играет в группе концертмейстеров оркестра Самарского академического театра оперы и балета.

— Музыкальная династия Загадкиных началась с вашего отца и матери?

— Нет, она началась раньше. Моя бабушка окончила музыкальный техникум (прежде так называлось училище). И моя бабушка была пианистка, и моя мама. И сын — пианист. Так же, как и его отец, то есть я, он окончил институт имени Гнесиных в классе профессора, народного артиста России Аркадия Севидова. Мне представляется это мистическим. Дело в том, что в Гнесинку мы пришли вместе с Аркадием Севидовым в один год. А ушел он из института после того, как выучил Сашку. Севидов сейчас преподает в консерватории. А Сашка в настоящее время выходит на звание доцента. Играет, но, к сожалению, у нас нет возможности давать много концертов. В Самаре пианистов не очень жалуют… Помню, мне еще говорили: «Что ты! Шесть фортепианных концертов в год — это очень много!» Но так получилось, что я два года жил в Японии, в префектуре Нишиномия — это город на 300–400 тысяч человек и каждый день там дают по два-три фортепианных концерта. И это нормально.

— У нас, возможно, проблема в залах? В городе их, пожалуй, только два — филармония и неплохой камерный зал в институте культуры — филармонический центр.

— Да, это хороший зал, там стоит приличный Kawai. Поскольку я являюсь солистом филармонии и езжу по городам области, могу сказать, что есть очень хорошие залы в школах, клубах. С инструментами очень тяжело. Недавно были в Октябрьске, первое отделение сыграли, и инструмент совершенно расстроился. Как бы они его не берегли, у всего есть свой срок.

— Сколько концертов в год сейчас вы играете?

— В этом году где-то шесть концертов было по области. А в прошлом и позапрошлом я ездил на гастроли в Австрию. В пригороде Вены — шикарный старинный замок с огромным концертным залом. Мы ездили вместе с женой. Вероника Петровна — заведующая фортепианным отделением в самарской музыкальной школе № 2. И вот в один из дней она обратила мое внимание на молодую девушку, которая что-то там бегала, улаживала. Ей показалось, что именно эта девушка здесь главная, но я в этом засомневался. А по окончании гастролей на банкете нам ее представили. Оказалась, что это графиня — владелица замка и концертного зала. Вот так мы познакомились с графиней. Все это кажется несколько забавным… Несколько лет назад с сольной программой я выступил на международном фестивале Armonie sotto la rocco в Италии. В том же фестивале участвовали такие прославленные музыканты, как Мстислав Ростропович, Елизавета Леонская, Григорий Соколов, камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Струнный квартет имени Н. А. Римского-Корсакова, оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина. Память об этом фестивале, конечно, жива и по сей день…

— А в Японию вы больше не возвращались?

— В Японию в этом году вновь приглашали, но для них естественно, что дорогу и гостиницу оплачивает вуз, в котором я работаю. И они не понимают, что может быть иначе. Что касается японцев, то хочется сказать — у них блестящее образование. Хотя музыкальных школ вовсе нет. Только частные уроки или школы при университетах и при студиях Yamahа, так же как и в Китае. Но при этом каждый японец к окончанию школы должен уметь играть на двух инструментах. Один — инструмент симфонического оркестра, другой — народный. Это входит в школьную программу. К сожалению, у нас уроки пения оставляют желать лучшего… Хотя и огромное количество музыкальных школ, их более 30 только в городе. Плюс замечательная школа в Похвистневе, это моя самая любимая точка на карте Самарской области. В Отрадном хорошо поставлено, в Чапаевске есть хорошие школы, в Новокуйбышевске… Словом, есть жизнь. В Тольятти сложная ситуация с консерваторией, а вообще дети в Тольятти очень хорошие, многие, выучившись, уезжают, к сожалению. Я помню, меня попросили написать статью о том, что нужно для того, чтобы стать музыкантом. Так вот, для того, чтобы стать музыкантом, надо иметь богатых родителей. Я работаю в школах, у меня есть очень талантливые ученики, которых, к сожалению, я не могу вывезти на конкурс. В мое время на конкурсы направляли от школы либо училища, сегодня все затраты ложатся на родителей. Но некоторые девчонки сами ездят, те, кто постарше, уже работают. Как только они все успевают? Я не знаю. Но я на них смотрю, и сердце радуется. Как они это все могут? Я бы не выдержал.

— А много учеников, за которых сердце радуется?

— Мой первый ученик — Павел Назаров — солист филармонии. А вообще, все — лауреаты международных конкурсов, все учатся. Не видя впереди никакой перспективы, работают с полной отдачей, так же, как мы в свое время. Но мы-то знали буквально в деталях наше будущее, знали, что будет уважение, будут зарплаты — пусть небольшие, но достаточные, достойные. Не так, как сейчас.

Во время нашего разговора раздался телефонный звонок. Ученица Сергея Загадкина прошла во второй тур на конкурсе в Петербурге, он довольно улыбнулся, слушая ее маленький доклад.

— Вот Наташа. На конкурсе Шопена. Другая моя ученица, Маша Васина, только что приехала из Казани с лауреатством. Так что жизнь идет…

— Ваше резюме сегодняшнему диалогу?

— Есть люди, которые выбирают своей профессией музыку, несмотря на то что не видят перед собой никакой перспективы. Я их очень уважаю и думаю: это что-то наподобие религии…

Авторы:
Татьяна Богомолова

волганьюс.рф

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Vasily Dubrovsky, 27 сентября 2016:

    Николай Михайлович прекрасный скрипач. В 1961-2 годах мы созидали в симфоническом оркестре филармонии,а теперь я узнаю о его сыне Загадкине Сергее Николаевиче. Какой он молодец.Пианист,педагог.Я рад за успехи всей семьи.Большого крепкого здоровья!!! Василий Дубровский.Нежно вспоминаю.

  2. Бурдина Галина, г. Самара, 21 мая 2016:

    Побывала на филармоническом концерте Сергея Загадкина 16 мая 2016 г. Честно говоря, "открыла" для себя этого замечательного пианиста и педагога! Поскольку сама являюсь педагогом, с трудом представляю себе, как человек может совмещать в своей профессиональной карьере два таких "мощных" призвания! Спасибо Вам за ваш титанический труд и культурно-просветительскую работу с населением г. Самары и Самарской области! Вы - наше народное достояние!!!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору