В прошлую пятницу в Екатеринбурге состоялось открытие V Симфонического форума России. Место встречи оркестров — традиционно, Свердловская филармония. Слово «симфонический» намекает нам, что посвящен симпозиум музыке академической и, что бы не говорили, доступной каждому. Кроме концертной программы — импульса к творческому развитию оркестров — запланирована и программа деловая. Наболевшие вопросы симфонической отрасли организаторы стороной не обойдут. До 13 октября у любого жителя страны есть возможность приобщиться к музыкальному саммиту. Подробнее о предстоящих событиях расскажу прямо сейчас.
Написала, что филармония — место встречи, и тут же внесу поправку. Высказывание правдиво, но не вполне отражает суть происходящего. Есть в этой концертной организации что-то особенное. Говоря языком писателя-мистика Карлоса Кастанеды, Свердловская филармония — не только место встречи, но и место силы. Такое чувство, что энергетические потоки там бешеные. Подпитки хватает всем: и сотрудникам, и гастролерам, и слушателям. Возможно, это и позволяет филармонии проводить уникальные фестивали и форумы один за другим, без передышки. Как бы там ни было, на текущем саммите слушателей поджидает масса интересных событий.
Концертная программаВыступления оркестров начались 5 октября, но давайте будем смотреть вперед.
9 октября на сцену филармонии выйдут артисты
Дальневосточного академического симфонического оркестра. Коллектив был создан в Хабаровске в 1936 год. Название свое оркестр заслужил, так как музыканты гастролировали по всему Дальнему Востоку. В Екатеринбурге они исполнят «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского, сюиту из «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и Десятую симфонию Шостаковича.
Вот, что говорит о выбранной программе главный дирижер коллектива Антон Шабуров: «Десятая симфония Шостаковича — с одной стороны, интимное, с другой — манифестное высказывание, в котором заложена искренняя и важная для Дмитрия Дмитриевича программа. Два других сочинения „рифмуются“ с этой симфонией».
10 октября Большой зал филармонии второй раз «услышит» музыку от
Омского академического симфонического оркестра. Поклонники балета насладятся сюитой из «Жар-птицы» Стравинского, а для остальных слушателей коллектив заготовил «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза и симфоническую поэму Гершвина «Американец в Париже». Сочинение Гершвина интересно тем, что для его исполнения необходим музыкальный инструмент особого назначения — набор из четырех клаксонов. Таким способом композитор хотел передать шум сигналящих машин столицы Франции. В первой записи произведения клаксоны были настроены на ноты ля бемоль, си бемоль, ре и ля. Однако, есть и другой вариант исполнения. Звучание нот ля, си, до и ре более гармонично, поэтому в 1945 году дирижер Артуро Тосканини использовал именно это сочетание. Какую комбинацию звуков предпочтет главный дирижер Омского оркестра Дмитрий Васильев?
11 октября в исполнении
Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана прозвучат Четвертая симфония Брамса и Седьмая симфония Бетховена. У столичного коллектива самый разгар гастрольного тура в честь 75-летия оркестра, который охватит 20 российских городов от Москвы до Владивостока.
12 октября — день патриотизма. Уж как люблю заезжих гастролеров, но Уральский филармонический оркестр всегда стоит в моем рейтинге особняком. Недавно знакомая написала, что, благодаря проекту Виртуальный концертный зал, наконец услышала наш оркестр. За дирижерским пультом стоял Дмитрий Лисс и на мой вопрос о впечатлении от концерта приятельница написала: «З-Зависть». Что тут скажешь? Надо ценить коллективы, которые работают в родной филармонии. В пятничный вечер публика услышит произведения Чайковского: симфонию «Манфред» и Третью сюиту.
Главный дирижер и художественный руководитель оркестра Дмитрий Лисс прокомментировал музыкальную подборку так: «Третья сюита — одно из моих любимых произведений, где музыка настолько естественна и, вроде бы, непритязательна. Но из этой естественности и непритязательности, фантастической изобретательности и, иногда, самоиронии складывается уникальное сочинение, которое не перестает меня удивлять. Мы много раз играли оба произведения, но вместе не исполняли их никогда».
13 октября будут подведены
итоги IV Открытого конкурса композиторов на создание симфонической музыки для детей «Петя и Волк». Жюри конкурса возглавил Александр Чайковский и рассмотрел вместе с коллегами 51 заявку от создателей музыки. Композиторы из Германии, Англии, Италии, Японии, Израиля, Швейцарии, США, России и других стран представили свои произведения на суд коллегии. Сочинения, которые оказались в финале, прозвучат субботним вечером в зале Свердловской филармонии. Тогда же мы узнаем имена лауреатов конкурса и обладателей Приза зрительских симпатий. Любопытно услышать сочинения композиторов-современников. Не так-то просто создать вещь, которая будет доступна детям по содержанию и вызовет эмоциональный подъем.
Деловая программаНа первый взгляд, обсуждение проблем симфонической отрасли может привлечь только профессиональных музыкантов и менеджеров этой сферы. И все же, на официальной странице Свердловской филармонии «В контакте» выставили сразу несколько лекций спикеров Симфонического форума. Сейчас к просмотру доступны: доклад
«Новые способы привлечения аудитории: уроки и идеи из Великобритании» от ведущего консультанта в области культуры и искусств Великобритании Сары Джи и лекция
«Работа и благополучие оркестровых музыкантов: создание культуры, которая поддерживает и поощряет артистическое мастерство» от исполнительного директора Королевской ливерпульской филармонии Питера Гардена. А на странице в социальной сети Facebook есть запись выступления главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой. Она раскрыла тему
«Построение репутации оркестра». Скажу честно, последнее выступление запомнилось больше всех. Кстати, для поклонников творчества Александра Витальевича Сладковского это видео к просмотру обязательно.
И вот еще что: абсолютно все концерты V Симфонического форума доступны в прямой трансляции Виртуального Концертного зала. Я, ты, он, она — все могут послушать российские оркестры, если захотят.
Екатерина Поморцева
ural-meridian.ru