Вторая научно-практическая Конференция
Ассоциации скрипичных мастеров России
«СЛЕПЫЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ»
В субботу 25 июня завершилась Вторая научно-практическая конференция Ассоциации скрипичных мастеров России и были подведены итоги «Слепых прослушиваний». Событие состоялось! Здесь было всё: и интрига, и драма, и радость побед, и неприятие поражений. Удивительно, как эмоционально зрители наблюдали за Слепыми прослушиваниями и болели за своих фаворитов. Должны напомнить, что это был акустический конкурс-эксперимент, целью которого было выработать стандарты оценки звучания скрипки. Три формулы показали нам разные результаты — анализировать полученные данные мы будем в ближайшие месяцы. А сейчас мы благодарим всех участников прослушиваний и членов жюри! «При наличии победителей у нас нет проигравших — все инструменты были достойно представлены в этом соревновании,» — говорит автор идеи и председатель оргкомитета Иван Семкин.
Даты проведения 22−25 июня.
Место проведения — г. Москва Международный союз музыкальных деятелей
125009, Москва, Брюсов переулок, д. 2/14, стр. 8.
Автор проекта — Иван Семкин, президент Ассоциации скрипичных мастеров России.
Вторая научно-практическая Конференция Ассоциации скрипичных мастеров России явилась значимым событием в музыкальной жизни столицы, поскольку включила в себя несколько центральных мероприятий, которые привлекли к себе внимание элиты музыкантов струнно-смычкового направления и собрали аудиторию по-настоящему увлеченных людей.
В рамках Конференции прошли:
1. Акустический конкурс-эксперимент «СЛЕПЫЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ» — Иван Семкин представил различные оценки звучания скрипки, на конкурсе были озвучены современные и исторические инструменты российских мастеров — 16 скрипок.
Солисты-иллюстраторы проекта: Граф Муржа (IIIтур), Светлана Безотосная (II тур), Давид Ардуханян (I тур).
Основное жюри: Вячеслав Супрун (председатель жюри), Назар Кожухарь, Виктор Абрамян, Андрей Чистяков, Алексей Розов, Иван Келаскин, Павел Старченко, Ринат Сафимов, Елена Иванова, Валерий Гребенников — профессиональные музыканты исполнители, преподаватели ЦМШ, Московской консерватории и других музыкальных учебных заведений, солисты московских оркестров, эксперты музыкальных инструментов, скрипичные мастера и мастера изготовления других музыкальных инструментов.
Отдельной привлекательной находкой проекта стало формирование альтернативного жюри (в которое вошли как профессионалы, так и любители скрипки), сформированного по предварительным заявкам в Оргкомитет конкурса.
«Этим акустическим конкурсом-экспериментом мы планируем выработать параметры оценки акустических характеристик музыкальных инструментов, привлечь внимание музыкантов струнно-смычкового сектора к инструментам российских мастеров и сделать первый шаг в формировании профессиональной среды для оценки звучания музыкальных инструментов и интересного творческого общения» — этот призыв автора идеи, руководителя проекта и президента Ассоциации скрипичных мастеров России
Ивана Семкина, произнесенный в момент открытия конкурса, оправдался в полной мере — он принес всем большой опыт в оценке звуковых параметров смычковых инструментов, собрал материал для большой аналитической работы, дал пищу для активных размышлений.
Три дня конкурса «Слепые прослушивания» явились настоящим испытанием для исполнителей и членов жюри, ведь перед ними была поставлена задача выбрать лучшего из лучших и именно «по слуху», без визуальных ориентиров. Это оказалось непросто, но настолько увлекательно и азартно, что создало атмосферу профессионального соревнования на сцене за ширмой, огромной концентрации членов жюри, волнений среди болельщиков в зрительном зале.
Нужно отметить, что в конкурсе принимали участие скрипки ведущих мастеров из центральных регионов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Н. Новгорода и других)
Конкурс проходил 3 дня, каждый день — новая формула озвучки и оценки, три тура соревнования, три солиста-иллюстратора.
ПЕРВАЯ формула: Прослушивание всех инструментов подряд.
Три тура. Во второй тур проходит 8 инструментов. В третий тур проходит 4 инструмента.
ВТОРАЯ формула: Прослушивание 1+3. При этом «1» — это «эталонный инструмент», который будет звучать через каждые 3 инструмента.
Три тура. Во второй тур проходит 8 инструментов. В третий тур проходит 4 инструмента.
ТРЕТЬЯ формула: Прослушивание 4×4 с выбыванием 2 инструментов.
Инструменты жеребьевкой разбиваются на 4 группы по 4 скрипки.
Три тура. Во второй тур проходит 8 инструментов. В третий тур проходит 4 инструмента.
Перед началом Первого тура каждой формулы звучали 3 тестовых инструмента:
скрипки Всеволода Дубровского, Николая Сиваева и Вячеслава Супруна.
Скрипка Вячеслава Супруна также была «эталонным инструментом» во второй формуле.
Победители Формул:
ПЕРВАЯ формула — победитель Павел ТРИШЕВ (Москва), скрипка SOFIA;
ВТОРАЯ формула — победитель Владимир ЗВОРЫГИН (Екатеринбург), скрипка Strelets;
ТРЕТЬЯ формула — победитель Павел ТРИШЕВ (Москва), скрипка SOFIA.
Согласно регламенту конкурса, если скрипка победила в двух формулах и более, то она автоматически получает ГРАН ПРИ.
ГРАН ПРИ этого года присвоено победителю в двух формулах, скрипке SOFIA — скрипичный мастер Павел ТРИШЕВ.
2. Концерты цикла «Звучат инструменты российских скрипичных мастеров»
22 июня 2022 года на первом концерте прозвучала скрипка ведущего московского скрипичного мастера Николая СТАСОВА.
Солист — выпускник Московской государственной консерватории Андрей ЗАБАВНИКОВ (скрипка), класс профессора МГК им. П. И. Чайковского А.Г. Богданяна.
Партия фортепиано — Елизавета КАРАУЛОВА.
23 июня 2022 года на втором концерте прозвучала скрипка знаменитого скрипичного мастера — представителя семейной династии российских скрипичных мастеров — Ларисы КЕРЧЕНКО.
Солист — Лауреат Международных конкурсов Валерия БОГДАНОВА (скрипка).
Партия фортепиано — Ольга ШЕРСТЕННИКОВА.
24 июня 2022 года состоялся сольный концерт известного скрипача, члена жюри акустического конкурса-эксперимента «Слепые прослушивания» Алексея РОЗОВА (скрипка).
На концерте прозвучали скрипки российских мастеров: Дениса ЯРОВОГО, Вячеслава СУПРУНА, Всеволода ДУБРОВСКОГО, Сергея ЧЕРКЕСА.
25 июня 2022 года в 15:00 состоялся концерт на инструментах-победителях и финалистах. Скрипки прозвучали в руках Светланы БЕЗОТОСНОЙ и Графа МУРЖИ.
На концерте прозвучали инструменты российских мастеров: Павел Тришев (SOFIA), Михаил Горонок (SIRIUS), Владимир Зворыгин (Strelets), Роман Наумов (VENTUS), Станислав Дмитриев (DIALOG), Вячеслава Моргашова (ISPANKA), Денис Яровой (PUTNIK).
25 июня 2022 года в 19:00 состоялся финальный КОНЦЕРТ-БАТТЛ на скрипках-победителях и скрипках-участниках акустического конкурса «Слепые прослушивания».
На каждом из представленных инструментах поочередно исполняли разнохарактерную по содержанию и стилю музыку популярные скрипачи Александр БАРКЛЯНСКИЙ и Алексей РОЗОВ. В концерте принимали участие пианисты: лауреат международных конкурсов Надежда Котнова и лидер проекта «Второе приближение» Андрей Разин.
На концерте прозвучали скрипки российских мастеров: Романа Наумова (Concordia), Михаил Горонка (SIRIUS), Романа Наумова (VENTUS), Павла Тришева (SOFIA), Вячеслава Маргашова (ISPANKA), Станислава Дмитриева (DIALOG), Александра Рабиновича (VEGA), Владимира Зворыгина (Strelets), Павла Старченко (ANIMA).
3. Лекция-практикум скрипичного мастера Дмитрия Тараканова «Спектральный анализ корпуса скрипки»
22 июня 2022 года перед началом конкурса со всех скрипок был снят спектральный анализ корпуса. 23 июня 2022 года в 18:00 прошла лекция-практикум «Спектральный анализ корпуса скрипки»
Вот как говорит об этом Дмитрий Тараканов: «Тембр инструмента определяется резонансами его корпуса. Есть несколько способов снять эту информацию со скрипки, один из них использовался в нашем эксперименте. Мы закрепляем скрипку в условно-подвешенном положении в рамке на резинках. Струны при этом мягко заглушены снаружи (не о гриф и не касаясь грифа). Наносится лёгкий щелчок по подставке молоточком массой 1 грамм. Щелчок совершается в свободном падении молоточка, закреплённого, как маятник, без дополнительного усилия, используется только собственный вес молоточка.
Звук этого щелчка записывается на микрофон и в программе-преобразователе Фурье на экране компьютера мы получаем спектр, который является „отпечатком“, подписью, объективным показателем спектра инструмента. Анализируя спектр, звуковысотность и амплитуду его пиков и провалов, можно предсказать, как будет звучать инструмент. Можно сказать, будет ли инструмент носким, с ярким и полным звуком, или будет скорее тембристым и звучать „в коробочку“. Если у инструмента есть определённые характеристики звучания, которые можно однозначно уловить при прослушивании, то в спектре они будут отражены.
На основании полученных результатов я попытался сделать предсказание о выходе в финал некоторых инструментов. Были названы 2 инструмента: 15 (MARS) и 11 (Dialog) — один из них попал в финал двух формул. Это скрипка DIALOG Станислава Дмитриева из Нижнего Новгорода. Если брать четыре инструмента, то по результатам моего исследования я бы выделил скрипки Concordia (5) Романа Наумова и SIRIUS (17) Михаила Горонка — оба инструмента выходили в финал конкурса по одному разу. Нумерацию инструментов я привожу по I туру ПЕРВОЙ формулы.
Конечно, мы изначально допускали определенную погрешность в эксперименте, т.к. все серьёзные исследования проводятся не деревянным молоточком, а специальным импульсным молотком. Оборудование для такого исследования стоит примерно 1500 $. Плюс тихая комната (anechoic chamber). На лекции я рассказывал, как мастера могут применять метод наблюдения спектра инструментов с помощью подручных средств каждый день у себя в мастерской».
4. Творческие встречи с выдающимися скрипичными мастерами современности Николаем Стасовым (Москва) и Романом Наумовым (Санкт-Петербург).
На встречах были затронуты вопросы оценки акустических параметров скрипки и вопросы экспертной оценки музыкальных инструментов.
Каждая встреча обрела облик интересной и информативной интерактивной беседы, наполненной также вопросами и ответами по широкому спектру насущных вопросов от музыкантов разного уровня.
5. Выставка современных и исторических инструментов российских мастеров
На выставке была представлена широкая экспозиция инструментов современных российских мастеров, исторических российских инструментов, экземпляры зарубежных скрипичный мастеров, а после завершения конкурса — все инструменты- участники конкурса, что явилось уникальной возможностью для музыкантов опробовать и сравнить инструменты в своих руках, а также напрямую пообщаться с их создателями.
6. Общее собрание Ассоциации скрипичных мастеров России.
На Собрании АСМР были подняты вопросы образования скрипичных мастеров, этики и эстетики реставрации инструментов. Много говорили о регламентах и стандартах в сфере образования и реставрации.
На собрании выступил представитель Белорусского государственного университета культуры и искусств Карчевской Н. В. Александр Сурба.
Он рассказал о лаборатории по изучению, реставрации и изготовлению инструментов.
По итогом состоявшегося акустического конкурса было принято решение о необходимости проведения такого масштабного мероприятия не реже 1 раза в год, а в течение года устраивать обучающие лекции-встречи для проработки деталей акустической экспертизы музыкальных инструментов.
Ассоциация скрипичных мастеров России
Место проведения: Международный союз музыкальных деятелей
125009, Москва, Брюсов переулок, д. 2/14, стр. 8
Подробная информация на сайте: www.viol…s.ru
Вконтакте:
vk.com/club213138664E-mail для представителей СМИ:
pr@violinmakers.ruТелефон: +7 (495) 740-39-08