Сургуту повезло. Несмотря на свои, казалось бы, скромные размеры и критическую удаленность от культурных центров России, в городе есть своя филармония. Конечно, не все понимают серьезность написанных только что слов, поэтому специально для вас я повторюсь: мы – счастливчики. Нам, живущим в Сибири и практически не видящим лета, людям досталась исключительная возможность, не выезжая из города и страны, знакомиться с лучшими образцами отечественного и мирового музыкального, театрального искусства. Слова помпезные, но поверьте, они не на толику не лгут.
То, что начала «вытворять» Сургутская филармония в XX творческом сезоне, переехав в новое здание, это было смело. В XI слова «смело» уже явно недостаточно. Только вдумайтесь, начиная с 21 сентября в учреждении прошло 28 концертов и спектаклей (я не беру в расчет непрофильные мероприятия и даже скромно умалчивая о набирающем обороты проекте «Филармонические уроки»). Таким «ассортиментом» не может похвастаться, пожалуй, даже столичные культурные учреждения, но речь сейчас не о том, кто круче. Важнее донести до каждого сургутянина мысль, что надо гордиться тем, что в Сургуте есть своя собственная филармония.
Это не просто здание, в котором периодически проходят концерты, а пять профессиональных коллективов: Симфонический оркестр Сургутской филармонии, концертный оркестр духовых инструментов «Сургут Экспресс-Бэнд», камерный оркестр русских народных инструментов «Былина», хоровая капелла «Светилен» и ансамбль русских народных инструментов «Ларец». Они не варятся в своем соку, а делают совместные проекты с настоящими музыкальными мэтрами.
Сами подумайте, что только за этот месяц с хвостиком Симфонический оркестр и хоровая капелла «Светилен» работали на одной сцене с великим (даже вашему непокорному покорному слуге приходится это признать) баритоном современности Дмитрием Хворостовским и маэстро Константином Орбеляном, а оркестр духовых инструментов «Сургут Экспресс-Бэнд», получив бесценный мастер-класс, победоносно справился с архисложной программой, которую для них приготовил король тромбона и по совместительству отличный дирижер Кристиан Линдберг.
Что еще успела филармония за месяц? Провести с поражающим воображение успехом Международный фестиваль искусств «60 параллель». Восемь концертов, совершенно непохожих друг на друга, два театра и одна выставка, 6000 тысяч человек, посетивших все эти мероприятия - это скупые цифры. На самом же деле же фестиваль был удивительным. Он сумел органично вписать в свои рамки академическое искусство Новосибирского симфонического оркестра, вышеуказанного Кристиана Линдберга, ансамблей «Виртуозы Якутии», «Ajassa!» (Финляндия), «Галерея актуальной музыки» (Москва), пианиста Танела Йоаметса (Эстония), хоровую вечеринку (спасибо Денни Гриффину из Анкориджа, «Светилену» и Театру Музыки из Мегиона), а также во многом экспериментальную актуальную программу. Она, кстати, несмотря на все опасения, подняла фестиваль на принципиально иной уровень, сделав его совершенно непохожим на какой-либо другой. Театр DEREVO со своим спектаклем «Арлекин» покорил публику (несколько персонажей, которые вставали и уходили, а также все время ковырялись в телефонах, говоря своему спутнику «Мне скучно!», но на них не стоит обращать внимания), этно-проект Yarga Sound System добавил необычности, а концерт босоного белокурого ангела Эйвор Паульсдоуттир с Фарерских островов был настолько прекрасен, что лучше даже и не начинать про него говорить. Спасибо нам всем за смелость. Это было незабываемо и хочется верить, что в следующем году будет ещё лучше.
Казалось бы, сколько уже сказали, а это только начало. Ведь после был еще один уникальный проект, который, увы, прошел - Музыкальная передвижная академия для детей и юношества «Пять уроков музыки». К большому нашему сожалению, собрать полные залы на уроки не удалось (причин много и все они грустные). Воспринимаем это, как катастрофу, ведь уроки «Искусство джаза», «Ансамбль», «Музыка оперы и певческого искусство», «Оркестр и солист»» и «Балет» строго рекомендованы были детям и их родителям. Узнав про них (рекламой и пиаром был задействован практически весь город), я бы лично своего ребенка взял в охапку и отправился постигать Ее Величество Музыку. Тем более, что вел уроки потрясающий искусствовед Всеволод Задерацкий, а иллюстрировали их превосходные музыканты, начиная от нашего Симфонического оркестра, продолжая солистами Государственного Академического Большого Театра и заканчивая народным артистом, пианистом Владимиром Овчинниковым.
Был еще концерт джазовой певицы Шарон Кларк (США), Олеси Ростовской (терменвокс), местные проекты подготовили и презентовали свои новые программы: «Ларец» красочную «Мультпанораму», «Былина» задумчивую «Мелодию осени», «Сургут Экспресс-Бэнд» веселый «Волшебный мир Диснея», а «Светилен» загадочные «Оперные фантазии». И всё это чуть больше, чем за месяц!
Да, сургутяне могут гордиться тем, что у них есть филармония. Надо радоваться, что у нас есть такая возможность - не быть где-то на окраине культуры, а, по сути, зачастую оказываться в ее эпицентре. Однако одних чувств недостаточно, знания на то нам и даются (теперь то вы, я думаю, понимаете, что филармония стоит внимания), чтобы ими пользоваться. Приходите и помните, что лучший подарок - это билет на концерт.