Свердловская филармония завершила двухлетний проект, посвященный видному общественному и музыкальному деятелю начала ХХ века Маркиану Фролову. После 80 лет «молчания» в Екатеринбурге вновь зазвучали его уникальные сочинения последнего периода жизни. В день 130-летия со дня рождения композитора Уральский молодёжный симфонический оркестр, Симфонический хор и солисты под управлением Андрея Петренко исполнили фрагменты оперы «Энхе — булат батор» на бурятском языке, кантату «Русь» и увертюру «Братство народов». Основная миссия проекта — возвращение в панораму музыкальной жизни незаслуженно забытого имени видного общественного деятеля, сыгравшего важную роль в становлении культурной столицы Урала, и возрождение его композиторского наследия.
«Если мы знаем свои корни, то знаем, кто мы и куда идём дальше», — подчёркивает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, выступивший инициатором обращения к истокам профессионального музыкального искусства Урала.
Маркиан Фролов имел непосредственное отношение к появлению филармонии в Свердловске (1936). Его активная организаторская деятельность была связана с открытием Первой Музыкальной школы (1931) и Свердловской консерватории (1934). Он возглавлял музыкальный вуз и руководил оргкомитетом Союза советских композиторов (1932), а параллельно успешно занимался композиторским и исполнительским творчеством.
Проект «Фролов. Время первых открытий» был презентован общественности Екатеринбурга осенью 2021 года — в год 85-летия Свердловской филармонии. Тогда публика услышала произведения композитора раннего периода творчества, его кантатно-ораториальное и симфоническое творчество. Центральным событием проекта стало исполнение оратории «Поэма об Урале», премьера которой состоялась в Свердловске в 1932 году. Обращение к оратории было бы невозможно без кропотливой работы по реставрации и оцифровке партитуры хормейстером Симфонического хора Свердловской филармонии Павлом Цыгановым. «Дирижёр Андрей Петренко с мастерством опытного театрального музыканта сделал так, что музыка прозвучала по-настоящему увлекательно и свежо», — отметил российский музыкальный критик Георгий Ковалевский.
В рамках проекта помимо концертной программы, была представлена выставка «Маркиан Фролов. Жизнь на crescendo», основанная на материалах из семейного архива композитора и филармонии, состоялась лекция «Маркиан Фролов. Парадоксы судьбы», был проведён конкурс рецензий и отзывов «Мои открытия», в котором смогли поучаствовать все неравнодушные к творчеству Фролова Екатеринбуржцы. Свердловская филармония, Уральская государственная консерватория, Свердловское музыкальное училище, Детская музыкальная школа № 1 имени Маркиана Фролова, Союз композиторов Свердловской области, — все организации, к созданию которых имел отношение Маркиан Фролов, выступили участниками масштабного филармонического проекта.
«Я воспринимаю Маркиана Фролова не только как архитектора собственной судьбы, который умело сочетал концертную деятельность, научную, преподавательскую и организаторскую работу, но был столь же успешен и в архитектуре построения уральской культуры. Вся система, заложенная в 1930-е годы, надежно функционирует и сегодня. Спустя время Маркиан Петрович становится архитектором и нашей жизни. Он собирает и аккумулирует энергию самых разных учебных заведений, концертных организаций, Союза композиторов. Сегодня, возвращаясь к нашим истокам, мы понимаем, насколько имеем право гордиться нашей культурой», — утверждает Ирина Винкевич, научный руководитель проекта, музыковед, многие годы посвятившая исследованию творческого наследия композитора, член Союза композиторов России.
Кульминационное развитие проект получил в декабре 2022 года, в год 130-летия со дня рождения композитора. Свердловская филармония обратилась к масштабным сочинениям Маркиана Фролова, созданным им в последние годы жизни. Это увертюра «Братство народов» для симфонического оркестра, фрагменты из оперы «Энхе-булат батор», которая многие годы открывала сезон оперного театра Улан-Удэ, а также последнее сочинение Фролова — кантата «Русь». Историю их создания слушатели узнали на предконцертной лекции «Маркиан Фролов. Возвращение наследия», которую провела Ирина Винкевич. Возвращению этих произведений на академическую сцену предшествовала колоссальная работа сотрудников филармонии во главе с хормейстером Павлом Цыгановым по расшифровке, реставрации и оцифровке партитур.
«Произведение, которое исполнялось 80 лет назад, требует особого внимания. Во-первых, нет традиций, которые кто-нибудь бы помнил — как это игралось. Это сбор внутренней, генетической информации из советской эпохи. Для меня это не особая трудность, но мне приходится прилагать усилия, чтобы донести информацию до молодых людей, которые не жили в эту эпоху» , — пояснил дирижёр программы — руководитель Симфонического хора Свердловской филармонии Андрей Петренко.
На протяжении своей истории Свердловская филармония является пионером в пропаганде творчества советских авторов и возвращении значимых композиторских имен в современное культурное пространство. Проект «Маркиан Фролов. Время первых открытий» завершён, но творческое наследие композитора подарено современному поколению и теперь всегда будет частью музыкального настоящего Урала.