Уже в семнадцатый раз Валерий Гергиев отмечает свой день рождения 2 мая на Московском Пасхальном фестивале. В этом году, в день 65-летия, он сыграет с Мариинским оркестром два концерта в Москве — в Большом зале консерватории (в 13 часов) и в Концертном зале Чайковского (в 19 часов).
В Москву маэстро прибывает сегодня, второго мая, в 10 утра спецпоездом из Петербурга, где накануне Валерий Гергиев выступил дважды в Концертном зале Мариинки в рамках Московского Пасхального фестиваля. Поезд под номером 935/936 продвигается по России уже 24 дня и к этому времени прошел более 20000 километров пути и 26 городов юга, Сибири и севера России. Маэстро занимает в этом поезде вагон номер 1, а последний, четырнадцатый вагон, занимают музыкальные инструменты. Логистика этого маршрута аналогов в мире не имеет. Не менее 88 музыкантов Мариинского оркестра, библиотекари, монтировщики и менеджеры больше месяца едут в поезде, высаживаясь на несколько часов в городах и практически везде играя по два концерта. К сегодняшнему дню музыканты сыграли уже 39 концертов, в том числе восемь — благотворительных.
Но маэстро по ходу пути еще и усложняет маршрут — из Новосибирска Мариинский оркестр и присоединившиеся к нему хор и солисты Мариинского театра слетали на два дня (16 и 17 апреля) в Пекин, где исполнили концертную версию «Хованщины» Модеста Мусоргского. Как оказалось, — это исполнение стало китайской премьерой хрестоматийной русской оперы, прежде ни разу не звучавшей в Китае. А 22 апреля маэстро вместе со Страдивари-ансамблем всего на несколько часов слетали из Сургута в Баден-Баден, где музыканты выступили на юбилейном концерте к 20-летию Фестивального дворца, в открытии которого когда-то Гергиев участвовал. В ближайшей перспективе, кроме российских городов — Смоленска, Брянска, Белгорода, Орла, Курска, предстоит еще вылет в Швейцарию. Мариинский оркестр покинет Пасхальный поезд 6 мая и отправится в Люцерн, Женеву и Цюрих с циклом «Все симфонии Чайковского».
Между тем в каждом городе музыканты исполняют программы, которые не повторяются — симфонии, балетная и инструментальная музыка, сложнейшие оркестровые сочинения Рихарда Штрауса, концертные исполнения опер («Фальстаф» Джузеппе Верди, «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, «Тангейзер» Рихарда Вагнера). В Кемерово оркестр исполнил Шестую симфонию Петра Чайковского, а в Набережных Челнах в помещении цеха Автомобильного завода ПАО «Камаз» — в присутствии нескольких сотен рабочих, стоя слушавших оркестр Мариинского театра, прозвучали «Картинки с выставки» Мусоргского.
Совпала с нынешним фестивалем и важная для Валерия Гергиева дата — 100-летие его отца Абисала Заурбековича, которую маэстро отметил концертом Мариинского оркестра во владикавказской Северо-Осетинской филармонии, с прошлого года ставшей филиалом Мариинского театра. В этом концерте солировал старший сын маэстро, 17-летний пианист Абисал, исполнивший Концерт для фортепиано с оркестром Александра Скрябина.
В день своего 65-летнего юбилея маэстро исполнит в Москве две программы: днем в Большом зале консерватории прозвучит Концерт для скрипки с оркестром ре-минор Яна Сибелиуса в исполнении Кристофа Барати и Концерт для фортепиано с оркестром ре минор Моцарта (солист Сон Чжин Чо, лауреат XIV конкурса Чайковского), а вечером в Зале Чайковского с юбиляром и оркестром Мариинского театра Денис Мацуев сыграет Четвертый концерт Сергея Рахманинова. И хотя сам Гергиев собственные дни рождения и круглые даты не считает чем-то заслуживающим внимания, получать подарки, а не только работать, в этот день он будет. Секрет своего подарка Денис Мацуев открыл только для читателей «Российской газеты»:
Прямая речь
— Мы оба с Валерием Гергиевым только что двигались параллельными курсами по России: он — на Пасхальном поезде, я — с рахманиновским туром по нескольким городам. Сегодня, второго мая, мы наконец встретимся с ним в Концертном зале Чайковского. Будем играть Четвертый концерт Рахманинова. Что могу ему пожелать? Это мой старший брат, соратник, советник, учитель. Быть с ним — это такой мастер-класс и в искусстве, и в жизни! Он как могучая буря. И любая встреча с ним — это всегда водоворот событий. В прошлом году отмечали 10-летие нашей дружбы и нашего общего «сумасшествия» и тогда мы подсчитали цифры, которые так любим. Оказалось, что вместе мы сыграли уже 33 фортепианных концерта разных композиторов, выступили в 54 странах с пятнадцатью оркестрами — Мариинским, Берлинским, Венским, Лондонским, Мюнхенским, Нью-Йоркским и т. д. Городов даже не сумели подсчитать — слишком много.
Никогда не забуду наше знакомство. Он открывал тогда новый Концертный зал Мариинки, позвонил мне сам и сказал, что хочет со мной сыграть. Мы к тому времени были уже знакомы, но никогда не играли вместе. Это наше выступление стало для меня прорывом. Я много раз прежде играл Третий концерт Рахманинова, но игра с Гергиевым — воспламеняла. Мне говорили, что он без репетиций выбегает на сцену, будь к этому готов. Но оказалось, что мы репетировали Третий концерт Рахманинова около двух часов, и для меня это было потрясением: я таких репетиций не имел никогда в жизни. И музыка, которую я играл сотни раз, зазвучала совершенно по-иному. Хотя, конечно, за эти десятилетия случались и ситуации «с корабля на бал»: после 12-часового перелета в Карнеги-холл мы вбегали за пять минут и играли свой концерт, в Сингапуре было то же самое, и в Сиднее. Но Гергиев — тот человек, который может импровизировать: у него потрясающая дирижерская интуиция, дирижерское предвкушение, а это самое главное в ансамбле. Но у нас не только на музыкальном уровне как-то высоковольтно — все соединилось, но и по-человечески. Я нашел в его лице такого соратника, единомышленника, человека, чьи мысли совпадают с моими по абсолютно разным темам. У нас сразу началась большая дружба, которой я горжусь, дорожу ей и считаю ее огромным счастьем. Кстати, мы с ним вместе будем участвовать в гала-концерте к открытию Чемпионата мира по футболу на Красной площади 13 июня. И я хочу сказать, что он внес огромный вклад, чтобы этот Чемпионат мира был в России. Он очень серьезный болельщик, в хорошем смысле слова — отъявленный. Я с ним не играл на поле, потому что в свое время он получил травму и с тех пор не выходит на поле. Но он в курсе всех футбольных событий, у него много друзей из футбольного мира, он футбольный человек. Поэтому я делаю ему сегодня подарок — кружку, на которой нарисовано, что он бьет по мячу, а я ловлю в воротах. Хотя я нападающий, но все-таки дал ему право ударить в этот день.
Источник:
rg.ru