Т. И. Душутина. О встрече с Софьей ГЮЛЬБАДАМОВОЙ (Любек\ Германия) 6 апреля 2016. Муром. Филармония.

Добавлено 12 апреля 2016 елена

Муромская «Филармония», Софья Гюльбадамова (фортепиано)

После концерта — признания ей в обожании. Репортаж.

Первые восхищённые отклики (а автора блога надолго «отвлёк» надзорный за Интернет-СМИ орган — проза, но тоже необходимая) появились в Фейсбуке от Елены Пономарёвой…

И в самом деле, совершенно нельзя быть равнодушным к этому человеческому чуду — красавице с особым шармом: с её утончённой восточной внешностью и роскошью волос, арестованных на сей раз более крепкой заколкой и не рассыпавшихся столь эффектно, как в первый её приезд (сериал «Великолепный век», как говорят, «отдыхает) и европейской блестящей образованностью, отточенной во Франции и отшлифованной в Германии! А начавшейся в России! Виртуозное исполнение, потрясающая манера игры. Временами, замерев над клавишами рояля, что-то шепчет — вероятно, молитву своим музыкальным богам.

СОФЬЯ ГЮЛЬБАДАМОВА. Явление второе — в Муроме.

И символично, что один из молодых зрителей, хотя и не профессиональный музыкант, но увлекающийся разнообразными жанрами, понимающий и классику, и эстрадные направления, по имени Роман, «осмелился» на весьма робкий коплимент. Сначала он поделился своим впечатлением с Еленой Леонидовной Пономарёвой, руководителем МФ, но я попросила его повторить эти слова и самой Софье во время подписания автографов, коих она раздала 6 апреля в ДМШ № 3 множество. Смущаясь «распахом» огромных выразительных тёмно-шоколадных глаз этой в высшей степени одарённой красавицы, Роман повторил:

— Вы знаете, я испытал целую гамму чувств. Сначала стало очень тревожно, даже испытал боль, слушая Ваше исполнение. Просто — ком в горле, так Вы передали пророчество музыкантов о великих грядущих трагических событиях времени. И — радость тоже…

Прошу прощения у Романа за, возможно, не совсем точную передачу его фразеологии (тоже ведь была весьма взволнована, вновь после перерыва окунувшись в атмосферу великой музыки). Но его риторика чуткого слушателя прозвучала именно в этом ключе: тронуло и покорило до глубины души. Софья ответила зрителю Роману, подбадривая его:

— Да-да, говорите-говорите, мне приятно слышать такие отзывы!

Это неудивительно. Мы же не практикуемся на дежурных комплиментах. Мы, простите, не примитивны по восприятию Прекрасного. Мы оцениваем его по высшему баллу. В наших зрительских отзывах, даже если они иногда излишне пафосны, нет ни толики фальши. Всё искренне. И честно. Каково исполнение — такова и реакция! Хотя не вся публика была на высоте, признаться. Чуткое ушко музыканта улавливало шепот, кто-то переговаривался, нервируя пианистку, отвлекали даже почти беззвучный «карманный» рокот сотового в негромком режиме, скрипы сидений, непоседливость малышей, лай собачонки за окном. Это мешало сосредоточиться, как и одиозно не совершенный рояль в небольшом зале музыкальной школы, раствориться в великой музыке венгерских композиторов. Но… она же — международного уровня востребованная лучшими концертными залами Германии и всей Европы пианистка — не могла себе позволить играть вполсилы. Да и обмануть уже искушенного муромского зрителя нельзя. Это Софья поняла ещё в переполненном зале педколледжа в свой первый приезд к нам в совершенно солнечном дуэте с виолончелисткой Анастасией Кобекиной. И шлейф взрыва всеобщего восторга и свои гудящие сутки ладони мы тоже ещё не забыли. И ещё один важный штрих нашего восприятия. В данном случае хочу сказать и о музыке слова.

Музыканты в Муромскую филармонию приезжают все замечательные. Но «говорящих», как она, то есть самих ведущих концерт и интерпретирующих столь же вдохновенно биографию композиторов, не так было и много. Это принято и в серии камерных домашних концертов, популярных в Германии, которые она тоже любит, сказала нам доверительно.

Пианистка, наша позавчерашняя муромская гостья, разговаривала со зрителем. Вернее, она перед обоими отделениями концерта вела тихий монолог, похожий на чуткую умную беседу с каждым по отдельности и всеми сразу. Негромким голосом, с мягкой, но очень эмоциональной внутренне интонацией, но с таким трепетным обожанием своих любимых композиторов, Иоханнесса Брамса и Эрнста фон Дохнаньи (особенно второго), что и слово её звучало в замершей тишине, как молитва. Да-да, своим музыкальным богам — в канун Благовещенья. И эту «божественность» и гармонию светского и духовного, отметила и постоянная зрительница Татьяна Петровна Пестова, педагог-словесник.

Часть концерта, наиболее её сложная и мало исполняемая другими (ибо музыкант сама «переписывала копии» нот, возвращая их до «первоначального оригинала» — а это грандиозный труд, вызывающий уважение олимпа музыкального мира), по признанию Софьи, была вообще «премьерной в России». И мы, муромцы, гордимся, что это произошло в маленьком уголке нашей страны, который становится на миг поистине планетарным, когда звучит великая музыка в гениальном исполнении.

Все было символично. Сгусток нервной энергии на концерте, неразрешение фотосъёмки во время игры. (Профи Владимир Иванович Гурин всё же изловчился, браво! А у меня уж как получилось — так и получилось, памятно-зрительно зато). Невероятная сила самоотдачи, «длинные» якобы, с первого взгляда, пальцы… на миниатюрных ручках. Это — сначала. А после концерта: «я — вся ваша»! Смеющаяся, милая, простая, эмпатийная. С ней легко. Как и несколько месяцев назад, когда мы слушали Соню. Это её так Сергей Леонидович Кротов, «свой в доску» человек в МФ и главный одаритель розами, называл ласково. Она снова нас покорила не только игрой, но и теплотой своего неподражаемого обаяния.

Издалека «следила» в соцсети за её общением со зрителями в российской глубинке Анастасия Кобекина, еще один солнечный лучик, искрящийся не стираемой с лица улыбкой. Софья, наоборот, то — ослепительная улыбка и заразительный смех и юмор, то строга до невероятности.

Отзывы. Их было немало ещё. Тональность одна. Верный слушатель и зритель Лев со второго ряда в антракте «страдал» неподдельно по поводу «шорохов разных»:

— Ну, всё! Не могут себя вести! Софья к нам больше не приедет…

Я спросила. Она это опровергла, хотя суету в зале не приветствовала, естественно.

— Ваш Муром — прелесть! Спас, Святогор… Мне все нравится. Если снова пригласите — приеду!

Мы смущены малость. Пока «нравиться» с весенней мусорностью и обрезками в городе особо нечему. Вот приберёмся все дружно, зазеленеем… Там, в мае, и всеобщая любимица 12-летняя Варенька Кутузова в третий раз к нам приедет.

Такие вот заманчивые перспективы для слушателей. И зато мы очень рады Софье — как безупречному музыканту. И другим, безусловно.

Софья, повторю еще раз: Ваше путешествие во времени вместе с Брамсом и Дохнаньи, покорило нас, честное слово!
И снова ждем и всегда распахнём свои сердца.

Вспоминайте и Вы нас хоть чуточку! Нам это тоже будет приятно.

Татьяна Душутина, гл. редактор Интернет-газеты MUROM.RU
Фото Владимира Гурина и автора блога

www.murom.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору