«Не там, а тут!»
Почитала разное (печатное и непечатное), всё, что нашла об Игоре Михайловиче Жукове и в поисках истины, сообразуясь, конечно, со своими личными впечатлениями и отношением к личности и творчеству этого музыканта, не имея поэтического таланта говорить о несказуемом в таких категориях, в коих только и возможно выразить сущнустную природу гения, резюмирую уже известные высказывания из тех, что мне показались наиболее достойными или портретичными.
Представляется, что между гением и обывателем если не пропасть, то трудно преодолимое расстояние. На деле же оказывается, что это расстояние вытянутой руки: если ты протягиваешь руку, то не остается других преград — весь его мир, увлекательный, многообразный и непостижимый в твоём распоряжении — бери! Вот и я, еще учась в музыкальной школе, протянула руку к пластинке с фортепианным концертом № 1 Чайковского в исполнении Игоря Михайловича Жукова и запала… на Чайковского. Тогда я еще не знала, что всё дело в интерпретации, что те самые волшебные флюиды музыки не рождаются сами по себе, что между «немым» авторским текстом и слушателем — переводчик, и что трудности перевода могут поставить на колени даже самое гениальное сочинение.
Наше личное знакомство состоялось в 2003, когда он взял в свои руки (а хватка, я скажу, у него железная) камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», оставшийся к тому времени с вакантным местом, которое пусто не бывает и гамлетовским вопросом. Равным среди сильнейших не льстила судьба персимфанса и нужен был лидер, нужен был кто-то, кому на игровом поле нет равных. Решение не было спорным — позвонили Жукову, и он без театральной паузы подписался практически на волонтерские условия. Уже первые совместные репетиции не оставили в оркестре ни одного сопротивленца, хотя оркестранты, тем более солисты, «сами с усами» и редко когда сдаются дирижеру без боя. Было очевидно, что выбор, который, по сути, был коллегиальным, приносит оркестру необходимые дивиденды.
Небожитель (согласно моей заочной иерархии) с виду был обычным, немного угловатым, но статным стариканом с мушкетерской бородкой и колючим, но добрым, как у Деда Мороза прищуренным взглядом. При встречи он распахивал свои гигантские, как у марабу руки-крылья и стискивал в объятьях. После такой инициации можно было каяться в чём угодно. Он для всех был открыт и доступен, пароль был простым — протянутая рука. Я не слышала, чтобы он кому-то по каким-то причинам отказал в помощи.
Прошу простить за последующие глаголы в прошедшем времени, но это связано только с тем, что фаза нашего тесного общения с Игорем Михайловичем в силу обстоятельств непреодолимой силы теперь уже левее солнца. Он больше не работает с оркестром из-за болезни.
Жуков никогда не позволял себе злоупотреблять своим авторитетом, в его оркестре априори все были равны (не первая скрипка и вторая, а ОДНА скрипка и ДРУГАЯ) и одинаково талантливы. Он не занимался муштрой, но был требователен, не вешал ярлыков и давал шанс раскрыться каждому. Он мог одинаково непринужденно проповедовать кодекс и травить байки. Его целью всегда был результат, который он не только заранее четко спланировал, но и срежиссировал что называется «по нотам». Он шесть сезонов работал засучив рукава по шесть-семь репетиций перед концертом. Не давал себе спуску, даже когда одолела болезнь, и проклятый инсульт лишил его возможности злоупотреблять фигурами речи (какие это были фигуры!). Он терпеть не мог халтуру. Жуков свершил революцию в музыкальном мышлении «Солистов», научил по-новому видеть оркестровые задачи и в высшей степени ответственно подходить к их выполнению, быть музыкально убедительными и творчески самостоятельными.
Сегодня «Солисты Нижнего Новгорода» — это бренд, символизирующий качество, индивидуальность и (я надеюсь) высокую исполнительскую культуру, которая заметно истощается в общем культурном слое. Всевозможные модные тренды, как пена на поверхности бытия поглощают молодую талантливую поросль. Мало кого заботит твердь как основа основ: вырождаются школы, а вместо конкурсов мастерства процветают конкурсы на закупку. И как констатирует А.Церетели «понимание ценности художественного высказывания осталось уделом одиночек», а «спор о коммуникаторах и интерпретаторах явно запоздал и носит реликвийный характер…».
История не терпит сослагательных наклонений, но несомненно одно — у оркестра она была бы другой, если бы ни этот скромный титан, свершивший тринадцатый подвиг Геракла.
И как странно, что слава молчит, что она пожимает руку не тем, кто её достоин. Что какой-нибудь непосвященный, алчущий истины прочтет в энциклопедической справке уважаемого издания, состоящей из трех с половиной предложений, всю исчерпывающую правду об Игоре Жукове?! Кто отвечает за подобные резюме с допустимыми погрешностями вроде «концертировал <…>, предпочитая романтический репертуар (от Шопена до Скрябина)»?
Игорь Жуков настоящий копатель пианистической (и ни только) литературы, у него широченный, а для пианиста беспрецедентный по масштабам репертуар. И всю эту начертательную геометрию он как настоящий диггер осваивал в глубь, причем такую, что другим и заглянуть страшно. Всё от пьесок-безделушек до симфонических иконостасов подвергалось детальному препарированию и предъявлялось без смысловых пробелов, замаскированных (как теперь это часто бывает) виртуозной мишурой. Некоторые специалисты считают это принципом нейгаузовской школы, Игорь Михайлович сам частенько повторял «нас так „старики“ учили». Правда в том, что сейчас так никто не учит и, что закономерно, никто так не играет. Ничье самолюбие не уязвят даровые аплодисменты, и не посрамит продажная лесть графоманов.
Иногда кажется, что публика вовсе не прочь быть одураченной, и помощников ей — пруд пруди, только не Жуков, он никогда не фокусничал, его не интересуют подобные пустяки, он настоящий магистр волшебства — он читает между нот! Может, это и чрезмерная метафора, но мы ведь говорим о магии искусства.
Если хотите без пафоса, обратитесь к интернет-форумчанам, в этой специфической музыковедческой тусовке больше правды (иногда суровой), чем в компетентных псевдо академических кругах, декламирующих актуальность классического искусства, а по факту пиарящих классическую попсу.
Так вот в профессиональном сообществе у Жукова репутация «специалиста» не только по Скрябину (как известно Жуков первый в СССР записал комплит сонат композитора), его записи (их не найдешь в обычных магазинах) регулярно «сливают» и мусолят в чатах. При том что для этой аудитории не существует «назначенных» кумиров, персона Игоря Михайловича — фаворит восторженного непечатного сленга.
Итог его исполнительской карьеры — благодарные слушатели всех возрастов, говорящие на всех европейских языках, а еще китайском, японском, малайском и еще бог-весть каком. Каталог пластинок (больше сорока) и оцифрованных записей таких известнейших звукозаписывающих лейблов как Мелодия, Telos, A&E, MCA, RCD, Olympia, Live Classic, BMG и Denon.
И наконец приведу в качестве «свидетельских показаний» выуженный в интернет сети комментарий. Всецело разделяю досаду автора, но подозреваю, что Антон Лубченко и сам догадывается, что Жуков, выражаясь современным медийным языком, — не формат!
«Это один из моих любимых советских пианистов, я даже не знал, что он ещё жив! Его записи Скрябина и Чайковского — одни из лучших в мире! Почему он не играет? Почему он сидит в Нижнем Новгороде, вдруг? Почему мы его не видим в Московской филармонии, в Мариинском театре, на телеканале „Культура“, в конце-концов, в жюри конкурсов? Почему он не преподаёт в Московской консерватории, будучи учеником Г. Нейгауза и Э. Гилельса? Ведь он — гордость советской фортепианной школы, пианист самого высочайшего уровня, на его записях выросло не одно поколение музыкантов! Как это несправедливо, он должен играть!!!»
Я буду признательна за комментарии, за ваше личное мнение по теме «И. М. Жуков», благодарна если Вы поделитесь воспоминаниями или своим опытом общения с ним, как говорит Игорь Михайлович, «не там, а тут». Не забудьте поздравить маэстро с юбилеем!
igor-shukov@yandex.ru31.08.2016 Татьяна Фалина
Комментарии
inga-majorova, 31 августа 2016:
Блестящий текст.
muzkarta, 01 сентября 2016:
А какой пианист! Большое спасибо за статью.
svetlanaviolino, 04 сентября 2016:
Дмитрий Т. (Комментарий с сайта solistynn.ru):
«Игорь Михайлович Жуков – пианист, рядом с которым многие распиаренные «корифеи» советского пианизма стоять не могут (ни на полках с дисками, ни на полочках мозга, хоть немного искушенного интерпретаторским исполнительским искусством XX века). Очень больно от того, что инфернальная антимузыка того же Рихтера, часто погружающая в депрессию и наполняющая душу пустотой, тиражируется всюду и без меры. А об Игоре Михайловиче знают немногие... А между тем, даже произведения Чайковский (все концерты, различные пьесы, Времена года) в исполнении Жукова начисто лишены «педерастических слюней» ( (с) кн. Андрей Волконский). Чайковский у Жукова не меланхолично-депрессивный, а благодатно-возвышенный.
А послушайте Шопена Жукова! Знаю, что Игоря Михайловича принято называть не-шопенистом. Конечно… если шопенист Поллини – зачем нужен Жуков. Но, с другой стороны, если сегодня любая звуковая карта не только компьютера, но и телефона может беспристрастно и безошибочно воспроизвести ноты midi-файла, зачем Поллини?
Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Балакирев… Просто найдите записи Жукова и послушайте…
Слушая искусство Жукова-пианиста вспоминаются, прежде всего, корифеи до-советские и вне-советские… Пианист-Рахманинов, пианист-Метнер, Гофман, Бузони… Хотя кому сегодня нужны эти старики с их «странной» игрой… Кому нужны «сухие», «холодные» исполнения? Нет… исполнения должны быть мокрые. А для мокрости все средства хороши. Можно выпрыгивать из штанов с дирижерской палочкой (чего Игорь Михайлович себе не позволял), можно поражать воображение зрителей (здесь именно зрителей, а не слушателей) вырезом платья сзади и пятым размером спереди, извлекая из рояля что-то наподобие «того, чего нет в СССР по телефону», можно обливать рояль потом, показывая гримасами «глубину прочтения»… Но ГДЕ МУЗЫКА???»...
svetlanaviolino, 04 декабря 2016:
Дмитрий Т.
Комментарий с сайта solistynn.ru...
«Не соглашусь с Татьяной, «что сейчас так никто не учит и, что закономерно, никто так не играет». Учат и играют. Учит, не смотря ни на что, например, Алексей Любимов... Учит, не смотря ни на что, например, Алексей Любимов… Учат уже и его ученики. И играют, несмотря на то, что их обзывают «холодными» и считают мизантропами. Вот только беда, что учиться становится некому. Да и не хочет молодёжь перенимать опыт тех «стариков», понимая, что, прикоснувшись к настоящему искусству и заразившись им, не удастся вписаться в сегодняшний век порно-саунда и гламура.
Не так давно, слушая Рахманинова-пианиста, игравшего Чайковского и в игре своей низводящего на слушателя потоки благодатных Божественных энергий, моментально наполняющих душу радостью и восторгом умиротворения, я вспомнил версию той же пьесы в интерпретации Жукова. Робко поделился с сидевшим здесь же одним из немногих настоящих современных пианистов своей ассоциацией, боясь услышать в ответ что-то гневное… Но ответ был лаконичным: «А! Да! Конечно! Жуков глубоко в теме!»
Вот это «Жуков глубоко в теме!» не выходит из головы. И дело даже не в том, что сейчас почти не остаётся тех, кто «в теме». Дело в том, что и в 1950-2000-е, когда «в теме» были многие, раскрыть «тему» так, как это делал Игорь Михайлович, могли далеко не многие. «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20:16; 22:14). Игорь Михайлович избранный. И пусть Тот, Кто избрал его Своим орудием для излияния в мир Благодати, продлит ему жизнь.
И пусть мир делает вид, что нет, и не было Жукова... Пусть мир не ведает, что творит… Это не меняет главного: мир стоит покуда в нём есть те, кто впустил в своё сердце его Создателя. Мир не обречён, покуда где-то в центре Москвы своим дыханием восхваляет Творца почти всеми забытый со-творец. Дай Бог ему многая и благая лета!»