В первый день календарной зимы муромская публика получила просто царский подарок: концерт участников Всероссийского музыкального проекта «Поколение звезд». Низкий поклон организаторам этого удивительного музыкального пиршества – Центру классической музыки (г. Владимир), его директору и дирижеру губернаторского симфонического оркестра Артему Маркину и его заместителю, самому оперативному и подробному информатору о всех событиях жизни коллектива Алисе Бирюковой, а также директору частной Муромской филармонии неутомимой Елене Пономаревой.
Проект «Поколение звезд» существует с 2007 года, за это время с концертами классической музыки его участники побывали во многих отдаленных уголках страны, а до Владимирской области добрались спустя шесть лет.
– Мы давно знакомы с этими музыкантами, и по отдельности они выступали с нашим симфоническим оркестром, но собраться вместе все никак не удавалось,– говорит Артем Маркин. – И вот – просто счастливый случай: три концерта – в Суздале, Муроме и Владимире!
Алиса Бирюкова вместе с Еленой Пономаревой приложили максимум стараний, чтобы подготовить публику к встрече с гостями и их музыкой. Да, не только музыкантам, но и слушателям надо готовиться к концерту. И я постаралась следовать этому наставлению. Прочитала все, что нашла в Интернете об исполнителях, посмотрела видеозаписи их выступлений. Короткая пресс-конференция перед концертом усилила мое преимущество перед обычными зрителями, создавая впечатление личного знакомства с музыкальными небожителями.
Да, самые пафосные сравнения, самые восторженные оценки нашим гостям давали не только слушатели их концертов, но и выдающиеся музыканты, и самые придирчивые критики. «Молодой Бог» – это о виолончелисте Борисе Андрианове. «Родился со скрипкой в руках» – это о скрипаче Графе Муржа. «Виртуоз гитары» – это о Дмитрии Илларионове.
Директор Муромской филармонии Елена Пономарева, представляя гостей, посетовала, что не может себе позволить перечислить все их награды и победы на международных конкурсах, ибо это заняло бы целое отделение! Поэтому говорили только о самом ярком.
В 16 лет Борис Андрианов завоевал третье место и бронзовую медаль на международном конкурсе им. П.И.Чайковского. На международном конкуре им. Ростроповича в 1997 году в Париже он стал первым лауреатом из России за всю историю этого конкурса. Первая премия в Загребе, Гран при в ЮАР…
Конкурсы и фестивали в Корее, Италии, Германии, Швеции, насыщенная концертная деятельность – для подвижного, энергичного, деятельного Бориса Андрианова этого мало. «Взрослея», он начинает заниматься и организаторской деятельностью. Его проект «Поколение звезд» по продвижению классической музыки в исполнении молодых талантливых музыкантов в российскую провинцию уже через три года будет оценен премией правительства РФ. Но еще до этого Борис выступит организатором и станет арт-директором первого в России виолончельного фестиваля (в этом году состоялся уже пятый!). С 2009 года Б.Андрианов преподает в Московской государственной консерватории.
Не зря говорят, что чем выше в своем деле профессионал, тем проще он в общении. Это и о Борисе Андрианове. Он просто заряжен позитивом и юмором, а к людям не просто открыт – распахнут. На буклете, протянутом для автографа, пишет: «Здесь был Боря» и эффектно расписывается. На вопрос: «Важны ли для вас, музыкальных небожителей, отзывы о концертах провинциальной прессы?» дает совет: «А вы напишите: была большая реклама, но музыканты ожиданий не оправдали».
Гитарист Дмитрий Илларионов – сам как гитарная струна: высокий, стройный, с копной спадающих на плечи кудрей. Он из семьи дипломата и, как мне показалось, самый «романтично-дипломатичный» музыкант в гостевом трио. Как он нежен к своей «барышне-гитаре», как деликатен в извлечении звуков! Именно его лицо чаще других освещает мягкая, иногда кажущаяся таинственной улыбка.
В концертном дуэте гитара как бы идет сзади, бережно сопровождая то манерную виолончель, то полувоздушную скрипку. Но вот она одна выходит в музыкальный круг и занимает собой все пространство, и такое выделывает!.. Закрыв глаза, сомневаешься: да уж гитара ли? Вот она смеется солнечным голосом скрипки, а потом словно звенит капелью по клавишами рояля или завораживает обволакивающим говором виолончели.
Дмитрий самый молодой в ансамбле, однако его имя уже хорошо известно в мировых музыкальных кругах. Не просто виртуоз, а гитарный гений: ведь пять лет назад российский гитарист увез из Испании, с одного из самых престижных гитарных конкурсов мира, буквально все награды, какие только можно – от Гран при до приза зрительских симпатий.
А шествие его к музыкальному олимпу началось в 2002 году, когда он получил первую премию на конкурсе Гитарной ассоциации Америки. Сегодня Д.Илларионов преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных, по-прежнему много концертирует, записывает диски (сольные, дуэты, с оркестром). Он является одним из организаторов международного фестиваля «Виртуозы гитары» и международного конкурса гитаристов им. А.Фраучи.
Граф Муржа держит в руках самый маленький инструмент, но творит с ним самые большие чудеса. Словно по волшебному взмаху его руки скрипка меняет голос и тембр, то шепчет, то плачет, то выделывает такое, что и словами не описать. Старинный инструмент (Граф играет на скрипке 1683 года – в этом году ей 330 лет!), кажется, сам знает, что ему делать. Голос его чист и прозрачен.
Возможности скрипки феноменальны – надо лишь попасть в талантливые руки. Граф Муржа «в музыке» с трех лет. Сначала с ним занимался отец, тоже музыкант, потом из рук в руки передавали его замечательные педагоги Свердловской и Московской консерваторий. В 16 лет юноша стал победителем международного конкурса им Н.Паганини в Генуе. И когда он сегодня, почти через четверть века, играет произведения этого композитора, кажется, что он исполняет музыку собственного сочинения.
Граф Муржа чуть старше своих коллег по сцене. Он солиден и серьезен. И много трудится, несмотря на то, что язык музыки – его родной язык. «Вы все – музыканты мирового уровня. Сколько же в вашем успехе дара божьего и сколько – труда?». На вопрос отвечали коллективной шуткой: «Дара, пожалуй, около процента. Остальное – тяжкий труд!» – «Но если этого процента нет, тоже ничего не получится». Все проценты были у Графа, когда он учился в аспирантуре Королевской академии музыки в Лондоне: впервые в истории этого учебного заведения русский музыкант получил высший балл и премию за выдающиеся достижения в учебе.
Граф Муржа не просто «родился со скрипкой в руках», кажется, что он с ней и не расстается ни на миг, настолько насыщена его концертная деятельность. В репертуаре артиста более 30 концертов с оркестром, среди них и редко исполняемые произведения. Плюс к этому еще запись дисков. А с 2007 года Муржа является художественным руководителем фестиваля «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где исполняется классическая, народная музыка и джаз.
В 2004 году Г. Муржа было присвоено звание заслуженного артиста России. Он преподает в Московской консерватории, дает мастер-классы в европейских странах, входит в жюри престижных российских и международных конкурсов.
Я рассказала больше о музыкантах, а не о концерте, поскольку музыку передать словами невозможно. Но можете поверить, что это было настоящее музыкальное пиршество: Бах, Шуберт, Крейцер, Пьяццолло, Паганини – соло, дуэты, ансамбли. Струнное трио заставило зазвучать и струны человеческих душ, а ведь для этого опьяняющего наслаждения мы и шли на эту встречу.
Артисты не жалели струн и пальцев, сыграли и на бис. Зал многократно заходился в овациях. В финале долго аплодировали стоя, вручили цветы и муромские калачи. В ответ на столь горячий прием получили обещание новой встречи. Будем ждать и верить, что еще для многих талантливых исполнителей Муром станет любимым «музыкальным звездодромом».
Татьяна Старкова