Тюменцам понравились пьесы Родиона Щедрина

Добавлено 15 ноября 2013 muzkarta

Тюменская филармония, Екатерина Мечетина (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка)

Молодые и обаятельные музыканты инструментального трио выступили в Тюмени 14 ноября. Пианистка Екатерина Мечетина живёт в Москве, скрипач Никита Борисоглебский – в Брюсселе, виолончелист Сергей Антонов – в Бостоне. Они гастролируют по России и за рубежом, соло и с оркестрами, но когда поступает приглашение сыграть трио, музыканты стараются найти время для встречи. Камерный ансамбль бывших однокашников из Московской консерватории, а затем коллег по Московскому филармоническому оркестру, сложился в 2007 году. С тех пор каждый из музыкантов сыграл порядка 300 концертов в разных составах, но все трое по-прежнему ценят своё трио, в котором, как они уверяют, нет лидирующей партии или главного участника. В этом составе музыканты уже дважды выступали в Тюмени, Екатерина Мечетина также выступала в фестивале «Крещендо» и даже вела его.

В концерте прозвучали Элегическое трио ре минор, op.9 (памяти Чайковского) Сергея Рахманинова в первом отделении, и Элегическое трио соль минор, op.1 Сергея Рахманинова, а также Трио №1, до минор, op.8 Дмитрия Шостаковича – во втором.

Ансамбль специализируется на музыке русских композиторов, а поскольку у русских авторов не так уж много трио для скрипки, виолончели и фортепиано, круг произведений, которые могут попасть в концерт сужается. При выборе программы музыканты, в первую очередь, ориентируются на собственные предпочтения, однако обращают внимание и на юбилейные даты, скажем, 6 ноября – день смерти Чайковского, а 2013 год – год 140-летия со дня рождения и 70-летия со дня смерти Рахманинова.

Кроме того, говорит Сергей Антонов, составляя программу музыканты думают и о публике. «Наша задача, чтобы заинтересовавшийся человек не ушёл с концерта со словами: «Больше никогда! Это не для меня». Мы сочетаем простую для восприятия музыку с более сложной (потому что хочется, чтобы публика тоже двигалась вперёд понемногу)".

По словам Екатерины Мечетиной, у музыки есть три автора – композитор, сочинивший её, исполнитель, задача которого максимально раскрыть для слушателя мысль композитора, и слушатель, воспринимающий музыку. Когда публика приходит в зал с открытой душой, вероятность того, что музыкальное произведение достигнет своей цели, донесёт мысль композитора и исполнителя, гораздо больше, чем в случае с заранее недовольным, критично настроенным слушателем.

Несмотря на то, что публика столичной консерватории отличается от слушателей тюменской филармонии, которые иногда не выдерживают и аплодируют между частями циклических произведений, забывают выключить мобильные телефоны и нетерпеливо ёрзают в самых многозначительных паузах, музыканты стараются не делать отличий и для всех слушателей играть с одинаковой самоотдачей.

«Нас учили не делать различия между ценителями и менее просвещённой публикой, играть для всех одинаково, – говорит Екатерина Мечетина. – Моё кредо – быть честной перед собой, перед композитором, перед музыкантами, с которыми я играю». Пианистка цитирует Антона Рубинштейна, он говорил, что концерт не состоялся, если на нём не пролита капля живой крови, имея в виду эмоциональную отдачу исполнителя.

Никита Борисоглебский признался, что не любит студийные записи именно за то, что в них приходится играть без публики, от которой он получает часть вдохновения. В «стерильных» условиях, когда от музыканта требуют идеального звучания и полной убедительности, играть гораздо сложнее, чем в живом концерте.

Трио исполняет не только классическую, но и современную музыку. Впрочем, Родиона Щедрина, чьи пьесы музыканты исполнили на бис, называют живым классиком. Его непростые произведения музыканты разучивали при участии автора, принимая во внимание его замечания. Тюменцы очень отзывчиво восприняли три пьесы Щедрина: «Разговоры», «В стиле Россини», «Юмореска».

«Это музыка не лёгкая для восприятия, – комментирует Мечетина. – Но это очень острый, современный музыкальный язык».

К восприятию Рахманинова и Шостаковича тюменцев также подготовили. Перед концертом музыковед и художественный руководитель творческих программ филармонии Надежда Коваленко провела с желающими беседу, в которой рассказала об истории создания трио Рахманинова и Шостаковича. Слушатели узнали, что первым в программе прозвучит так называемое Большое элегическое трио, посвящённое Чайковскому, смертью которого был очень потрясён Рахманинов. Тем не менее, создано было сначало малое трио, звучавшее во второй части концерта, оно послужило своеобразной предтечей Большого трио. Что до произведения Дмитрия Шостаковича, его композитор написал в 17-летнем возрасте, будучи страстно влюблённым. Это трио отличается необычным для Шостаковича лиризмом и сентиментальностью, но в то же время в нём уже виден большой авангардный мастер, ломающий стереотипы классической музыки.

Ирина Пермякова


http://www.vsluh.ru/news/culture/274529

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору