Предстоящие мероприятия

Муром, Владимирской области
30 сентября 2025

Муром, Владимирской области
11 октября 2025

Муром, Владимирской области
21 октября 2025

Читайте на эту же тему



22 ноября 2013




Газета «Играем сначала». Елена Пономарева: Искусство быть счастливыми.

Добавлено 21 ноября 2013 елена

Варвара Непомнящая (фортепиано), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Муромская «Филармония», Екатерина Мечетина (фортепиано), Даниил Трифонов (композитор, фортепиано), Александр Синчук (фортепиано)

В статье Е. Пономарёвой «Искусство быть счастливыми» — опубликована в российской газете «Играем с начала» — рассказ о муромских концертах стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

ИСКУССТВО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ

В 1995 году в городе Муроме Владимирской области появилась филармония, зарегистрированная как частное некоммерческое учреждение культуры. О том, как развивается это начинание сегодня, написала организатор и художественный руководитель филармонии — преподаватель одной из муромских ДМШ Елена Пономарева, в последние пять лет сделавшая ставку на сотрудничество с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова.

Зачем Мурому филармония? Для городов подобного административного подчинения такая роскошь не предусмотрена. Но если до распада Советского Союза в малых городах регулярно звучала классическая музыка в исполнении самых именитых гастролеров — лично я слышала у нас, например, Мстислава Ростроповича, Элисо Вирсаладзе, Ансамбль скрипачей Большого театра под управлением Юрия Реентовича,-то затем провинциальная публика оказалась в культурном вакууме. И вот для того, чтобы заполнить этот вакуум, и была создана Муромская филармония.

Нашей первой «труппой» стали музыканты-преподаватели города. С удовольствием и нескрываемым уважением напомню их имена. Рустам Насыров, Екатерина Мякинина, Елизавета Балашова, Наталия Левина, Ольга Мятлева, Эльвира Баталова, Александр Антонов, Ольга Максимова, Наталия Шиповская. Основная аудитория — дети и их родители. Репертуар — классическая музыка. Жанр — музыкальный спектакль. За несколько первых лет были созданы десятки программ, о которых до сих пор вспоминают их слушатели.

А летом 2005 года состоялось мое знакомство с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова, выросшее в сотрудничество. Первый концерт провели уже в сентябре. Два фагота, домра и фортепиано — экзотическое начало. Абонемент назвали просто — «Пять концертов стипендиатов МБФ В.Спивакова». Весной того же сезона удалась еще одна интереснейшая акция. Звонок из фонда: «Хотите участвовать в фестивале «Моцартино»? Для меня подобные вопросы — испытание на прочность. Напрашивается очевидный ответ: конечно, хочу! Но здравый смысл подсказывает, что стоит за этим радостным возгласом. Все сложности организации проезда, питания, проживания гостей, поиск денежных средств, договоры с владельцами концертного зала, публикации в местной прессе, выступления на радио и телевидении, и прочие, прочие детали, без которых невозможна подобная деятельность. И все-таки я согласилась. В апреле Муром услышал десять музыкантов — посланников фонда во главе с красавицей пианисткой Екатериной Мечетиной, которая и придумала этот фестиваль (он прошел еще в нескольких городах России). В мае четыре солиста играли Моцарта с Владимирским губернаторским симфоническим оркестром.

С тех пор каждый год в Муром приезжают талантливые молодые и совсем юные музыканты. Я не буду проводить водораздел между теми, кого направляет фонд, и теми, кто теперь уже приезжает по собственной инициативе, потому, что хочет сыграть в Муроме или приехал «за компанию» с однокурсником, либо по совету друзей. Сейчас речь обо всех исполнителях — стипендиатах Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Более 30 их концертов прошло на муромских сценах. Как-то начала подсчитывать, сколько же ребят приезжало к нам, — остановилась на шестом десятке. Каждое имя — отдельная яркая страница и в моей жизни, что абсолютно точно, и, думаю, в жизни всех, кто слышал у нас выступления московских музыкантов. Сколько бы ни было зрителей в зале, успех всегда оглушительный. Люди долго не расходятся после концерта, берут автографы, дарят цветы, задают вопросы.

Концерты, организованные совместно с фондом, выгодно отличаются массовостью, красочностью. Как правило, это приезд группы музыкантов. Чаще — нескольких солистов с одним концертмейстером. Я помню все! Весенний концерт 2008 года — один из шести в абонементе «Классика. Стенография чувств» — даже при воспоминании мельком сразу рождает самые счастливые, восторженные эмоции. Ударник Ростислав Шараевский: в 2000 году он стал «Золотым Щелкунчиком» и с тех пор идет по возрастающей. Гармонист Павел Уханов, умеющий мгновенно брать в плен весь зал… К каждому концерту я готовлю афишу и программку. В ней — сведения о композиторах и сочинениях, которые прозвучат в концерте, фотография исполнителя и его краткая биография. Вот эта краткая биографическая справка иногда с трудом умещается на положенном ей месте. Исполнителю 12–15 лет, а перечень его побед на конкурсах, выступлений на серьезных концертных площадках, званий, наград столь внушителен, что не удивиться невозможно!

Многие из музыкантов приезжали к нам несколько раз. Ника Лундстрем, сейчас аспирантка МГК им. П. И. Чайковского, играла в Муроме сольно, в составе фортепианного трио, в дуэте со своим отцом, замечательным скрипачом Михаилом Цинманом. Пианистка Анна Кавалерова — и сольно, и в фортепианном дуэте с Мариной Кан, и в камерном ансамбле со скрипачкой Светланой Коноваловой. Частый и желанный гость Муромской филармонии Елизавета Иванова в нынешнем сезоне впервые выступила с сольной программой. До этого приезжала в составе фестивального десанта «Моцартино», затем — как концертмейстер — в дуэте с гобоистом Иваном Кобыльским, позже — с виолончелистом Тиграном Мурадяном.

Следить за судьбой новых друзей очень интересно. Второкурсником Московской консерватории впервые приехал в Муром виолончелист Тигран Мурадян. Яркий темперамент, абсолютная влюбленность в свое дело, обаяние сразу расположили всех в зале. Варвара Непомнящая, превосходная пианистка, впервые приехала в Муром как концертмейстер: услышать ее игру и не пригласить выступить сольно, было нельзя. Ученица профессора Воскресенского, лауреат нескольких международных конкурсов, она одна из немногих, если не единственная среди нынешних студентов и аспирантов консерватории играет на концертной сцене весь «Хорошо темперированный клавир» и «Гольдберг-вариации» Баха. Всегда прошу Варю, специально для нас, школьных педагогов и наших воспитанников, включать в программу сочинения, которые мы регулярно «проходим» в фортепианных классах. Принимают Варю неизменно горячо.

Гитарист Дима Бородаев однажды спас репутацию филармонии. Приехал в незнакомый городок, узнав, что нужна его помощь: срывается концерт, необходима срочная замена. Все это в каникулы, после сессии, когда все располагает к отдыху и оправданной лени. Приехал, сыграл. С тех пор дружим. Несмотря на солидную разницу в возрасте, Дима иногда дает очень дельные педагогические советы. Правду говорят — мудрость определяется не годами. Благодаря знакомству с Дмитрием, Муром услышал Ансамбль классической гитары, познакомился с его легендарным руководителем Натальей Александровной Ивановой-Крамской.

Александр Синчук приехал в Муром «по путевке фонда». Улыбчивый, открытый, красивый молодой пианист, студент МКГ им. П. И. Чайковского. Через некоторое время узнаю — Александр Синчук победитель Рахманиновского конкурса. Даниил Трифонов играл в Муроме сольный концерт, когда ему было около 11 лет. В октябре 2010-го все его друзья, конечно, не только муромские слушатели, были безмерно счастливы, узнав о том, что молодой русский пианист стал лауреатом III премии на XVI Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Помню, как впервые приехала к нам пианистка Юлия Ванюшина — она тогда была маленькой, худенькой девочкой-подростком. Поезд пришел почти в полночь. Спать артисты (музыкантов было четверо) не хотели. Цель была одна — увидеть зал, где завтра предстоит выступать. Пришли. Открыли рояль. И сразу, с поезда — концертный этюд Листа, идеально исполненный неправдоподобно маленькими руками. Аплодисменты на следующий день были громовыми.

Готовясь к концерту, я стараюсь поместить материал об исполнителях, их программе в местной прессе, рассказать о предстоящем событии на телевидении. Надеюсь, что это в какой-то мере помогает расширить круг любителей музыки, привлекает внимание к серьезным культурным событиям. По словам наших гостей, муромские концерты отличает прекрасная организация. Очень ценят музыканты качественно сделанную рекламу — афиши, программки. Всегда с интересом читают заметки о своих выступлениях. После одного из концертов, уже за кулисами, кто-то из слушателей задал мне вопрос: «Устраивать концерты — это выгодно»? В первое мгновение я просто перестала дышать. Фантастическим видением промелькнула вся та бесконечная беготня, звонки, прошения, письма, приемы, отказы, встречи, разговоры, надежды на поддержку и их крушение, расклеивание афиш в 25-градусный мороз, одинокое стояние на вокзале после объявления «скорый поезд сообщением Москва — Новокузнецк опаздывает на 40 минут», возвращение домой в третьем часу ночи, суматошные сборы на концерт, когда нет никакой возможности донести все сумки и пакеты с сувенирами, костюмом, необходимым реквизитом, практически оптовые закупки в продовольственных магазинах, стояние у плиты, ужин на десять, пятнадцать, а однажды и на 25 персон, горы посуды… Выгодно??? А потом пришла трезвая мысль. Выгодно, еще как выгодно!

Я думаю, эту выгоду ощущают все, кто приходит на филармонические концерты. Начинали мы с аудитории в 30 человек, концерты устраивали в классе музыкальной школы. Сейчас большие выступления проходят на сцене главного концертного зала города (600 мест). Наша основная аудитория — 250–300 человек. Мечтаю об аншлагах, но и сегодняшний результат — с явной положительной динамикой. Так в чем же «выгода»? Расширение всех возможных границ. Познавательных, эмоциональных. Живое общение с шедеврами классической музыки в высокопрофессиональном исполнении. Духовное взросление нашей молодой публики. А если совсем коротко — возможность быть счастливым в своем маленьком провинциальном городе. Я верю мудрецу Платону — музыка очищает, окрыляет, «делает душу правильно воспитанного человека гармоничной и красивой». Разве не это главная цель человека разумного?

Пономарева Елена
2011-02-09

http://gazetaigraem.ru/a2201102

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. елена, 22 ноября 2013:

    Моё знакомство с Варварой Непомнящей, тогда студентки Московской консерватории, началось на одном из таких - "фондовских" - концертов.

    • елена, 22 ноября 2013:

      Дорогая Инга! Спасибо! Неожиданно! Такая высокая оценка! Спасибо - это очень помогает. Держаться на плаву. Удачи всем нам - за счастье боремся!

    • muzkarta, 22 ноября 2013:

      Браво! Какая статья! Спасибо за искренность, спасибо за вашу преданность искусству! (Елена, подскажите, пожалуйста, на каком концерте на днях в Москве, если я правильно запомнила, должна выступать Варвара?)

    • елена, 22 ноября 2013:

      Спасибо вам! Варя играет 23 ноября 2013, суббота, 19:00
      Государственный институт искусствознания
      Моцарт. Фортепианная музыка
      Варвара Непомнящая, фортепиано
      Международный фестиваль АРТ-ноябрь. Там ТАКАЯ программа! И у фестиваля, и у Вари.

    • Инга Майорова. Самара, 22 ноября 2013:

      Елена, ком в горле. Простите. Все так близко, так знакомо. Таких, как Вы - единицы. Но думаю, по всей России наберется человек сто. Атланты, на которых пока еще держится наша культура. Учусь. Восхищаюсь. Спасибо.

    • muzkarta, 22 ноября 2013:

      Фестиваль замечательный! С вашей помощью добавили и отдельную афишу концерта Варвары: art-noyabr.muzkarta.info.

    • елена, 22 ноября 2013:

      Отлично! Спасибо!! Жаль, нельзя перемещаться в пространстве и времени мгновенно. Где ты, волшебная палочка!?))))

    • ionov.50, 22 ноября 2013:

      ВЫ сами волшебница! Уважаемая Елена Леонидовна! Благодаря ВАМ мы "погружаемся" в волшебный мир музыки и перемещаемся там и во времени в пространстве! Спасибо ВАМ!

    • ionov.50, 22 ноября 2013:

      Дорогая Инга! Маленькое уточнение. Все-таки Кариатида(Атланты-мужчины) для Елены а в остальном полностью с ВАМИ согласен и восхищаюсь вместе с ВАМИ!

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору