В Белгороде отметили день рождения органа

Добавлено 18 декабря 2013 Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Белгородская филармония, Органный зал Белгородской филармонии, Даниэль Зарецкий (орган), Олеся Кравченко (орган)

Органный зал Белгородской государственной филармонии в середине декабря вступил в третью годовщину своего существования, торжественно и чисто-музыкально отметив это событие двухдневными очень разными праздничными концертами.

15 декабря на сцене Органного зала царила петербургская органно-вокальная элита — заслуженный артист РФ, профессор Даниэль Зарецкий, «крестный» белгородского органа, и заслуженная артистка России, доцент, кандидат искусствоведения Мария Людько (сопрано, г. Санкт-Петербург).

16 декабря сцена была отдана молодым московским артисткам – лауреатам международных конкурсов Олесе Кравченко (орган) и Анне Шкуровской (арфа).


В первый вечер «хозяин» Органного зала лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин открывал своими соло первое и второе отделения концерта под названием «Молитва. Спиричуэлс», уступая затем место своему учителю Даниэлю Феликсовичу Зарецкому и его великолепной партнёрше Марии Германовне Людько.

Те, кто за два года существования Органного зала могут назвать себя постоянными посетителями органных концертов (а их за это время было дано более 100, и в 75 участвовал Тимур Халиуллин и как солист, и как ансамблист), наверняка заметили одну из «заботливых» особенностей Тимура в составлении программ для «своей» публики. Тимур Халиуллин очень редко предлагает своим слушателям полностью незнакомые программы (не считая органистов-гастролёров) и, как правило, в одной программе соединяет сочинения уже звучавшие с полностью дебютными.

Таковы были интрадные «входы» к обоим отделениям первого концерта. Слушатели узнавали прежде звучавшие роскошно-декоративный и пышно-торжественный « Carillon sortie» Анри Муле, одного из авторов позднеромантического «Симфонического» стиля французской органной музыки начала ХХ века, и глубоко-трогательную проникновенную «Молитву Нотр-Дам» француза Леона Бёльмана (3-я часть «Готической сюиты).


Сольная органная «арка» ко 2-му отделению первого концерта представила публике совершенно новое и на редкость интересное имя российского композитора-органиста Дечебала Григоруцэ (р.1968). Уроженец и житель Иркутска, румын по отцу, Д. Григоруцэ получил образование в музыкальном вузе Иркутска и Академии музыки им. Гнесиных. В отличие от многих российских органистов, Д. Григоруцэ позиционирует себя не как концертирующий композитор-органист, а как церковный органист (с 2009 г. он является органистом кафедрального собора в Иркутске), как органист-философ, музыка которого является выражением его религиозной философии.

Второе отделение открылось фрагментом «Радуйся, Равви», в котором ощущается ужас бездонного падения в бездну предательства. И, надо заметить, что белгородская публика замечательно чутко и точно реагировала на пронзительно современное музыкальное прочтение сакральной легенды.

Следующая затем его же «Джазовая пьеса для педали соло» словно огромная ступенька отделила одну из самых трагических и вечных тем мирового искусства от блока американских спиричуэлс в исполнении Марии Людько и Даниэля Зарецкого от вокально- органных молитв в западноевропейской музыке (от Моцарта до Верди).

Белгородские слушатели впервые познакомились с замечательной петербургской певицей, обладательницей очень красивого, сильного, «сверкающего» сопрано, голос которой бережно поддерживал орган Д.Зарецкого, любезно предоставивший своей спутнице возможность отдохнуть, исполнив соло две хоральные фантазии из «Немецкой органной мессы» (BWV 669-689).


В лишённом столь рельефных молитвенных ассоциаций втором концертом вечере «Орган в дуэте с арфой. На перекрёстке эпох» белгородская публика имела удовольствие любоваться композициями от эпохи барокко до ХХ века в исполнении известного сложившегося дуэта лауреатов международных конкурсов Олеси Кравченко (орган) и Анны Шкуровской (арфа).

Нарядный воздушный тандем органа и арфы (за исключением органного Баха и Мессиана), казалось, уносит слушателей из концертного зала в пространство танцевальной залы с её «Ариями», танцами «Фанданго» и «Буррэ», сценами «Королевской охоты», завершаясь «Священным и Светским танцами К. Дебюсси из его цикла «Три танца» для арфы и оркестра (в переложении для арфы и органа).

Олеся Кравченко и Анна Шкуровская — хотя и молодые, но очень опытные концертантки. Обе наделены очень яркой энергетической исполнительской волей, диапазон которой простирается от активнейшей экспрессии до нежных мягких звукокрасок.


Оба вечера, очень разные по своему художественному замыслу, но равноценные по своему художественному наполнению, стали весьма обильной и не столь уж лёгкой пищей для белгородской публики органных концертов, учитывая её «младенческий», всего лишь двухлетний возраст.


Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Тимура Халиуллина и Антона Черева)

Дата публикации: 17.12.2013

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору