6 февраля на сцене Бурятской филармонии состоялось, без сомнения, историческое событие — концерт-презентация нового творческого коллектива — струнного квартета. В состав квартета вошли четыре артистки Бурятского государственного академического театра оперы и балета, а руководителем квартета стал дирижер, солист филармонии Владимир Ткаченко. Квартет исполнил музыку Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Перед началом концерта руководитель квартета Владимир Ткаченко рассказал о струнном квартете как о жанре и о тех произведениях, которые были выбраны для исполнения.
— «Квартет — это беседа четырех весьма неглупых людей, которым есть что сказать» так обозначил жанр струнного квартета композитор Йозеф Гайдн, который стал, фактически, его основателем, — рассказал Владимир. — И квартет — это, действительно, очень сложный жанр, по праву относящийся к элитарным. Чтобы иметь возможность играть в квартете, нужно не просто много учиться и репетировать, нужно, буквально, жить со своими партнерами по квартету, уметь понимать их мысли.
На концерте-презентации прозвучали квартеты композиторов, которые положили начало жанру классического струнного квартета — великих композиторов музыкального классицизма Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Музыканты исполнили струнный квартет № 74 Йозефа Гайдна, который прозвали «Всадником» или «Кавалерийским», потому что в музыке его быстрых частей содержатся динамичные, острохарактерные эпизоды с ритмически четким, акцентированным звучанием, изображающим бег лошади, гарцевание на скакуне.
Именно в квартетах Й. Гайдн достиг особого совершенства классического камерного ансамбля. И творчество композитора повлияло на молодого В. А. Моцарта, которым он очень подружился. Моцарт, по собственному признанию, «впервые научился у Гайдна, как надо писать квартеты».
Моцарт написал 23 струнных квартета, которые поражают богатством мысли, философской глубиной, разнообразием творческих приемов. Он бережно использовал лучшее из достигнутого его учителем Гайдном и расширил диапазон выразительных средств камерной музыки. Особенно популярен 15-й ре-минорный квартет, который был исполнен на прошедшем концерте.
Во втором отделении струнный квартет Бурятской филармонии исполнил седьмой квартет Л. ван Бетховена, который входит в цикл так называемых «Русских квартетов», посвященных русскому послу в Вене, графу Андрею Разумовскому. В целом Бетховен написал 16 струнных квартетов и внес свой вклад в развитие квартета как жанра: изменил типовую структуру формы и сделал все четыре инструмента одинаково важными. Общее настроение лирико-жанрового Седьмого квартета Бетховена определяют светлые, радостные чувства, контрастно оттененные скорбным Adagio.
Необходимо отметить, что, не смотря на небольшое количество времени для подготовки к концерту, струнный квартет филармонии звучал очень убедительно, слаженно, сумев передать всю красоту и глубину исполняемой музыки. Музыканты подлились со зрителями той самой «умной беседой четырех человек», и зрители Бурятской филармонии очень тепло поблагодарили коллектив за концерт.
— Готовились к концерту мы очень усердно. Мы очень рады и вдохновлены, что у нас сложился такой коллектив, — сообщили артистки квартета. — Впереди еще очень много работы, но мы будем продолжать в том же духе и постараемся радовать наших зрителей.
Напомним, что концертный график нового коллектива расписан до конца филармонического сезона, а программа концертов очень разнообразна. Следующие концерты струнного квартета состоятся 6 марта, 10 апреля и 8 мая. На все три концерта можно приобрести абонемент по выгодной цене в кассе филармонии.
СПРАВКАСостав струнного квартета филармонии
ДАРЬЯ СТАНИШЕВСКАЯ (первая скрипка) родилась в г. Ангарск, Иркутской области. Учиться игре на скрипке начала в три года в музыкальной школе № 2 в классе Натальи Геннадьевны Киселевой (г. Ангарск), которую окончила в 1999 г. Играла в детском ансамбле скрипачей «Вдохновение». В 2003 году окончила Улан-Удэнский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского (класс Х. М. Жармухамедова). Далее продолжила совершенствоваться в ВСГАКИ у И. Б. Кравцовой (2005—2010 гг.) С 2000 г. работает в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. В настоящее время Дарья Станишевская является концертмейстером оркестра, первой скрипкой, заведующей труппой оркестра. Выступала с сольными концертными программами в филармонии и театре оперы и балета. Заслуженная артистка Бурятии.
СВЕТЛАНА ГРЕЧИШНИКОВА (вторая скрипка) родилась в г. Костомукша Республики Карелия. Обучение на скрипки начала в 7 лет в Костомукшской музыкальной школе, затем продолжила учебу в школе искусств г. Петрозаводска. В 2009 году окончила Петрозаводскую государственную консерваторию им. А. К. Глазунова (класс доцента Б. П. Смирнова). Работала в симфоническом оркестре Карельской государственной филармонии. С ноября 2016 года — артистка оркестра Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова.
ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЧУК (альт) родилась в г. Мурманск. Играть на скрипке начала с 4 лет. Закончила Детскую музыкальную школу по классу скрипки. В Мурманском колледже искусств перешла на альт. В 2009 году окончила Петрозаводскую консерваторию им. А. К. Глазунова (класс профессора Т. С. Заозерной). С ноября 2016 года — артистка оркестра Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова.
АНАСТАСИЯ ВЛАСЮК (виолончель) родилась в г. Якутск. Выпускница областного музыкального училища г. Вологда (класс з.а. РФ О. А. Наумова). В 2013 году окончила Петрозаводскую консерваторию им. А. К. Глазунова (класс доцента Н. А. Феофановой). С 2013 года — артистка оркестра Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова. Участвовала в камерных концертах Бурятской филармонии.
minkultrb.ru