17 мая в концертном зале Рязанской филармонии выступили симфонический оркестр (главный дирижёр Рашит Нигаматуллин) и академический хор (главный дирижёр Елена Алексеева) Белгородской государственной филармонии. Концерт прошёл в рамках гастрольной творческой акции Белгородской государственной филармонии «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. В программе прозвучало возрожденное произведение русского композитора середины XIX столетия Гавриила Ломакина — кантата «Stabat mater», а также сочинения Михаила Глинки и Петра Чайковского. В исполнении кантаты приняла участие лауреат международных конкурсов Галина Зольникова (сопрано). Также выступил лауреат международных конкурсов Леонид Железный (скрипка) в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
Рязанская филармония — первая концертная площадка артистов Белгородской филармонии в гастрольном туре по центральным городам России. Главная цель творческой акции «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» состоит в популяризации неизвестных и широко известных сочинений русской классики в современном культурном контексте развития музыкального искусства.
Первое отделение открыл концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 35 Петра Чайковского. Концерт является одним из самых сложных и в то же время любимых к исполнению среди скрипачей. Лауреат международных конкурсов Леонид Железный (скрипка) продемонстрировал виртуозное исполнение и необычайное богатство партии солирующего инструмента.
Во втором отделении концерта прозвучала испанская увертюра «Ночь в Мадриде» Михаила Глинки. Будучи одним из первых русских композиторов, побывавших в Испании, Глинка создал две симфонические увертюры: «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде», тем самым положив начало испанской традиции в русской классике.
Жемчужиной концерта стала восстановленная кантата «Stabat Mater» композитора, дирижёра, педагога Гавриила Ломакина. Выдающийся музыкальный и общественный деятель России XIX века Гавриил Ломакин — выходец из крестьян Белгородской губернии. Под его руководством капелла графа Шереметова в Санкт-Петербурге стала известнейшей капеллой в России.
«Stabat Mater» написана Гавриилом Ломакиным предположительно в 1857—1858 гг. на текст средневековой католической секвенции, повествующей о страданиях Пресвятой Богородицы у подножия креста Своего распятого Сына. Глубочайшее по смыслу и музыкальной обработке произведение очень точно передаёт переход от скорби к мысли о спасении души, от минора к мажору, от жизни временной к жизни вечной. Признанное одним из лучших произведений композитора «Stabat Mater», объединяя традиции эпохи барокко и русской духовной музыки, действительно является памятником высоты духа и таланта Гавриила Ломакина.
Первое исполнение кантаты состоялось в 1865 году в зале Дворянского собрания и заслужило восторженный прием. Удивительным образом произведение было утеряно. Партитуру нашли в начале ХХ века «на чердаке одного московского особняка в ужасающем состоянии». Но лишь к концу прошлого столетия усилиями белгородских музыкантов — музыковеда Юлия Горяйнова, декана факультета исполнительского искусства Белгородского института искусств и культуры Александра Головина и преподавателя кафедры хорового дирижирования и искусства народного пения Губкинского филиала БГИИК Тамары Гузуевой начались попытки реставрации произведения.
Главный дирижёр симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии Рашит Нигаматуллин и главный дирижёр академического хора Белгородской государственной филармонии Елена Алексеева провели большую работу по проверке и корректировке нотного материала. Они отредактировали его и подготовили к исполнению и печати. Премьера восстановленной кантаты состоялась в 2018 году в Белгородской государственной филармонии в рамках фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
С большим восхищением и бурными аплодисментами «Stabat Mater» была принята в концертном зале Рязанской филармонии. В исполнении кантаты приняла участие лауреат международных конкурсов Галина Зольникова (сопрано).
Яркой завершающей точкой концерта стал хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
В фойе филармонии была организована выставка репродукций картин потомков композитора Гавриила Ломакина из фондов Белгородского государственного художественного музея.