«Новоявление музыкальных шедевров прошлого»: гастрольный тур белгородских музыкантов стартовал в Рязани

Добавлено 18 мая 2021 Marina Andreykina

Государственное автономное учреждение культуры «Рязанская областная филармония», Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Галина Зольникова (сопрано), Белгородская филармония, Марина Андрейкина, Академический хор Белгородской филармонии

17 мая 2021 г. в Концертном зале Рязанской филармонии состоялся музыкальный вечер, на котором прозвучали знаковые сочинения русских композиторов XIX столетия. В исполнении симфонического оркестра Белгородской филармонии (главный дирижёр заслуженный деятель искусств России Рашит Нигаматуллин), академического хора (под управлением Елены Алексеевой), лауреатов международных конкурсов Леонида Железного (скрипка) и Галины Зольниковой (сопрано) были исполнены концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 35 П. Чайковского, «Ночь в Мадриде», хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, кантата Stabat mater Г. Ломакина. Концерт состоялся в рамках программы министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Рязань, Тула, Владимир, Иваново, Кострома, Тверь, Калуга, Брянск, Липецк, Воронеж, Елец — таков внушительный список городов, в которых с 17 по 29 мая проходит гастрольная творческая акция «Новоявление музыкальных шедевров прошлого». Филармония Рязани стала отправной точкой турне белгородцев по городам центральной России. В фойе перед концертным залом вниманию слушателей была представлена выставка репродукций картин семейства Ломакиных из фонда Белгородского государственного художественного музея. Большинство представленных произведений искусства посвящены русской природе и написаны в жанре пейзажных зарисовок.

Из тихого завораживающего звучания струнных, к которому плавно подключаются духовые, рождается изящная мелодия скрипки. Виртуозный блеск и интимная лирика королевы оркестра, стройные аккорды духовых и прозрачное фоновое наполнение. Начало открывшего программу Скрипичного ре-мажорного концерта П. И. Чайковского было впечатляющим, равно как и его продолжение. Скрипка Леонида Железного вдохновенно парила на фоне оркестра, вырисовывания звуковые узоры.

Сыгранность групп оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина рождала качественно представленную музыкальную ткань. Слаженным было вступление медных инструментов.

Вместе с насыщенной разработкой явились напряжённость и накал эмоций. С лёгкостью солисту давались октавные скачки в соло на фоне пауз оркестра… Реприза — с преобладанием piano, певучая, спокойная. В высшей степени выразительная партия солирующей скрипки была сыграна так, что едва бы могла идти вразрез с авторскими указаниями. Скорее наоборот, её интерпретация была близка композиторской.

Выразительные струнные и умеренной динамики духовые — принципы, которых традиционно придерживается маэстро Нигаматуллин, мастер создания инструментального театра. Рельефно и эффектно дирижёр управляет оркестром, увлекая за собой слушателя.

Сладкая нега растопленной души, мир хрупкой надежды: может ли кому-то не понравиться вторая часть? Едва ли. Магическая чистота её звучания во многом дополнялась тембром флейты, выделявшейся на фоне оркестровой ткани.
Третья часть, стремительно ворвавшаяся в неспешное повествование, привнесла живительную силу и жизнеутверждающую энергию. Туттийные места — словно глоток воздуха. Секвентные проведения в партии солиста звучали особенно выразительно.

Второе отделение концерта открыла музыка знаменитой испанской увертюры «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» М. И. Глинки. Томная, зажигательная музыка и настоящий симфонический театр во главе с артистичным дирижёром-тореадором — удачное сочетание.

Апофеозом программы стало исполнение жемчужины отечественной музыки 8-частной Кантаты Stabat mater Г. Я. Ломакина. Гавриил Ломакин — русский хоровой педагог, православный композитор родом из слободы Борисовка Белгородской области, расположенной на реке Ворскла в 40 км от Белгорода. Впервые прозвучавшая в 1865 году в Петербурге кантата написана в традициях западной музыки на латинский текст молитвы во славу Богородицы. Сочинение высоко ценил друг Ломакина, знаменитый представитель «Могучей кучки» и партнер по Бесплатной музыкальной школе, которую они вместе основали, Милий Балакирев. Милий Алексеевич в 1887 году на юбилее школы исполнил одну из частей кантаты, после чего о произведении не вспоминали. В конце ХХ века партитура была восстановлена усилиями белгородских музыкантов Ю. Горяйнова, А. Головина, Т.Гузуевой. И лишь в ноябре 2018 года в рамках фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи», традиционно организуемым и проводимым Белгородской филармонией, кантата была исполнена симфоническим оркестром под управлением Рашита Нигаматуллина. В ноябре 2019 года в Санкт-Петербурге с большим успехом кантата была исполнена на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме в зале Государственной академической капеллы. В капелле в 2019 г. Белгородской филармонией была впервые презентована впервые изданная партитура кантаты Ломакина. И так сочинение, преданное забвению в XIX столетии, стало жить и звучать вновь в веке XXI-м.
Хор и оркестр… Мощнейшая сила! Глубокая по содержанию музыка, профессионализм исполнения, особая атмосфера… Энигматические страницы в духе Бетховенской мощи всего оркестра и тонкие оркестровые переклички (гобой — валторна), сильнейшая по силе и воздействию ария Еia mater, fons amoris в выразительном исполнении Галины Зольниковой, чистое и завораживающее хоровое звучание.

«Славься, славься ты, Русь моя!» — строкой из знаменитого хора «Славься» М. Глинки, который прозвучал в завершение программы, можно подвести смысловой итог музыкального вечера. Это был праздник музыки, души, искусства, ликование, вселяющие веру в светлое будущее нашей культуры и, шире, нашей страны.

Марина Андрейкина

Автор фото — Юлия Трофимцова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору