В Москве открылся фестиваль Vivacello

Добавлено 14 ноября 2014 muzkarta

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Международный Виолончельный фестиваль «Vivacello», Борис Андрианов (виолончель), Московский камерный оркестр «Musica Viva», Александр Рудин (виолончель, дирижер), Катя Сканави (фортепиано)

Просветленная виолончель

Шестой по счету Международный фестиваль Vivacello (ПРОГРАММА), который придумал и делает виолончелист Борис Андрианов, ежегодно предлагая московской публике концептуально выстроенные программы с неординарным репертуарным подходом и мировыми исполнительскими именами, стартовал в Большом зале консерватории. О программе концерта-открытия, где кроме прочего была и мировая премьера, рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.


Не всякий фестивальный проект в Москве может позволить себе специально заказывать музыку, но не всякий, кто с трудом может себе это позволить, так не делает. Современные музыканты актуального поколения вообще склонны вести себя по-европейски в сложных московских условиях. Поэтому фестиваль «Возвращение» делал заказы, даже когда еще не был под крылом филармонии, а фестиваль его постоянного участника и выдающегося музыканта Бориса Андрианова делает их уже который раз. Для Vivacello писали Пендерецкий, Соллима, Рыбников, теперь для программы открытия фестиваль заказал музыку московскому композитору-постминималисту Павлу Карманову, всегда превращающему свои партитуры в праздник равно мастерского, изящного и всенародного толка.

Говорят, в заказе содержалась неофициальная формулировка задачи: «Возможны рок и трэш». Представить себе рафинированного Карманова в трэш-эстетике трудно, но каждый волен понимать ее по-своему (а заказчик и автор хорошо понимают друг друга). Здесь она предстала в виде с шиком организованной и свободно, вариативно бурлящей массы звука, в которой романтическая концертность сперва бодро поднимается на экстатическую высоту и подвисает там как будто навечно, а потом превращается в свой веселый антипод, и все требует не только недюжинной виртуозности, но и большого и современного ритмического чувства и вкуса. «Musica con cello» закончилась так, как это бывает только с музыкой Карманова,- чуть ли не стоячими овациями и счастьем на лицах не только публики, но и самих музыкантов (соло виолончели — Борис Андрианов, фортепиано — Ксения Башмет, партия нелирической фонограммы — сам композитор).

Камерный оркестр Берлина тоже справился, но все же не он оказался героем программы, хотя с формальной точки зрения это могло быть и так. Все же наиболее органично оркестр звучал в Гайдне. В других частях программы как герои выглядели музыканты-виолончелисты, что и хорошо, ведь речь идет о единственном фестивальном проекте, посвященном виолончельной музыке и самим виолончелистам — традиционно самым большим знатокам разных эстетик и разного репертуара, любителям сочетать свободу, виртуозность и расширение горизонтов. И здесь им было где развернуться. И романтическая музыка Глазунова и Рахманинова в безупречно выразительном исполнении Татьяны Васильевой, впервые игравшей на инструменте работы Гваданьини с парящим звуком, и гармонически диковинная экспрессия музыки одного из лидеров виолончельной сцены Джованни Соллимы, спетая виолончельным голосом Моники Лесковар, звучали равно мастерски и откровенно.

И Борис Андрианов, и Моника Лесковар, и Татьяна Васильева — студенты одного профессора Давида Герингаса и большие музыканты с европейским опытом. Отсюда их безупречное взаимопонимание и сыгранность в трио Соллимы, ставшем примером идеального ансамбля в новой музыке. Давид Герингас тоже появится среди участников фестиваля, дальнейшее расписание которого построено с неменьшей изобретательностью. В течение двух недель до 24 ноября в разных залах сыграют оркестр Musica Viva виолончелиста Александра Рудина, оркестр «Русская филармония», в Мультимедиа Арт Музее к звучанию «Просветленной ночи» Шенберга добавится видеоинсталляция Кирилла Иванова, а в театре «Современник» покажут изысканный музыкально-драматический спектакль на стихи Бродского «Посвящается Ялте», герои которого двое музыкантов (Борис Андрианов и Катя Сканави) и двое актеров (Евгения Брик и Артур Смольянинов). На закрытии, тематически объединенные подзаголовком «Три века виолончели», прозвучат сочинения Вивальди, Баха, Лало и Шнитке. Но сколько бы ни было старой музыки в программах фестиваля, все, кажется, здесь говорит про сегодняшний день инструмента и музыкантов.

Газета «Коммерсантъ» № 205 от 13.11.2014, стр. 14

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору