В Москве
выступил фортепианный квартет имени Малера (АФИША) из Вены. Он был приглашён на московский фестиваль
«Собираем друзей» (ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ). Ансамбль молод – ему всего три года. Дебютировал на одном из престижных австрийских фестивалей «Лето в КарИнтии». Потом было участие в другом фестивале – «Неделя музыки Густава Малера». Сразу за этим – ангажемент на следующий сезон. За короткое время квартет приобрёл репутацию наиболее яркого представителя традиционной венской исполнительской школы. При этом музыканты с удовольствием продвигают и авангардные произведения.
Концертную судьбу этих четверых музыкантов – скрипача, виолончелиста, альтиста и пианиста – связала вместе музыка Малера. Три года назад они работали в жюри композиторского конкурса, организованного Малеровским обществом в Вене. Достойные сочинения ими были выявлены, но главным итогом для них стало создание нового коллектива – фортепианного квартета. Продолжая сольную деятельность, музыканты обратились к исполнению сочинений, созданных в камерном жанре не самом популярном… у исполнителей. Композиторы к фортепианному квартету обращались весьма охотно – Моцарт, Бетховен, Брамс, Мендельсон, Форе, Веберн… Имя Малера в названии ансамбля интригует. Густав Малер – автор девяти грандиозных симфоний, масштабных циклов для голоса с оркестром, крупнейший дирижер своего времени и вдруг – камерный ансамбль.
«Да, Малер только однажды обратился к камерной музыке, – говорит скрипач Фортепианного квартета имени Малера Вольфганг Давид. – Будучи студентом 1-го курса Венской консерватории, он принял участие в композиторском конкурсе. Его Фортепианный квартет получил первую премию. Это удивительное сочинение и очень важное. Оно открывает дорогу современной музыке».
Сочинение 16-летнего Малера не слишком хорошо известно и исполняется довольно редко. Именно оно открыло программу московского концерта венских музыкантов.
Наряду с классическим репертуаром Квартет имени Малера охотно исполняет современную музыку. Дэвид Гомппер – профессор Центра новой музыки Университета штата Айова. Композитор, пианист, дирижер – приехал в Москву специально на этот концерт, где звучит его фортепианный квартет, основанный на мадригале итальянского маэстро Карло Джезуальдо.
«Я написал это сочинение по просьбе музыковеда Глена Воткинса, автора монографии о Джезуальдо, композиторе эпохи Ренессанса, – рассказывает Дэвид Гомппер. – Он очень известен, но печально известен. Он убил свою жену и ее любовника. Также убил своего сына. Очень трагично. В квартете звучит музыка из его знаменитого мадригала из 6-й книги. Его в своих сочинениях использовали Игорь Стравинский и Пьер Булез».
Ирина Дубкова слышит свое сочинение впервые. Оно написано в этом году специально для этого ансамбля. Мировая премьера состоялась 2 дня назад в Вене, куда она не смогла приехать. И вот – исполнение в Москве.
Встретившись в столице на фестивале «Собираем друзей», музыканты из Москвы, Вены и Айовы не собираются расставаться. Их выступления уже ждут в Петербурге.
tvkultura.ru