Два вечера — 1 и 2 июня — звучали последние концерты четвёртого органного сезона в Органном зале Белгородской государственной филармонии. В концертах приняли участие: лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган, клавесин), лауреаты международного конкурса Галина Зольникова (сопрано), Михаил Пидручный (пан-флейта, волынка), Олег Шейна (виолончель), Сергей Коваленко и Максим Санин (ударные), Камерный хор БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева) и вокальный ансамбль «Камертон» (руководитель — Ольга Усова).Представляя слушателям последнюю программу IV органного сезона, ведущая концертов заслуженный работник культуры Р Ф Наталья Гирявенко назвала её «яркой и многоцветной».
И, можно добавить к этому, заключительная программа сезона была отмечена стремлением и к максимальной полноте охвата как исполняемых авторов (от западноевропейского барокко до современности), так и к репрезентации обширного круга филармонических артистов и коллективов, которые являются постоянными партнёрами органных концертов Тимура Халиуллина.
За масштабной виртуозной, импровизационного склада органной композицией (Прелюдия, фуга и чакона До-мажор) Дитриха Букстехуде, крупнейшего представителя северогерманской органной школы добаховской эпохи, последовали очаровательные клавесинные вариации («Лорд Уилоби, добро пожаловать домой») англичанина Уильяма Бёрда (2-я половина XVI в.), одного из самых ярких мастеров первой европейской школы клавесинной музыки.
Камертон (руководитель — Ольга Усова)
Заданный Тимуром Халиуллиным в самом начале концерта контраст драматически-масштабных органных полотен и проникновенной трогательной лирики стал формообразующим стержнем программы.
Внимание слушательского зала то напряжённо сосредотачивалось на мощных органных полотнах («Радуйся, Равви» из органного цикла «Пассионы» современного композитора и органиста из Иркутска Дечибела Григоруцэ, Хорал № 3 ля-минор Сезара Франка, части из «Готической сюиты» Леона Боэльмана), то отдыхало на лирических вокальных или инструментальных мелодиях Мирослава Скорика (М. Пидручный, пан-флейта), Павла Чеснокова (Галина Зольникова, сопрано), Сергея Рахманинова (Олег Шейна, виолончель).
Другая драматургическая линия программы объединяла разные воплощения темы «божественного» в европейской и русской музыке. Эта линия обрисовалась в постепенном переходе на протяжении концерта от европейской инструментальной (органной) культуры к вокальному пению в музыке русских авторов (А. Бородин, П. Чесноков) и получила соборно-торжественное завершение в прекрасно исполненном хором концерте a capella С. Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу», хоре «Славься» под перезвон колоколов (Максим Санин) из «Ивана Сусанина» Глинки и «Гимне Российской Федерации» А. Александрова (во второй вечер).
По просьбе портала «Афиша и новости культурного Белгорода» Тимур Халиуллин поделился, чем ему запомнился прошедший органный сезон Белгородской филармонии:
— Благодаря Вам, Тимур, Белгород превращается в столицу органной культуры своего региона. Как Вы могли бы подвести итоги всего лишь четвёртого по счёту органного сезона?— Прошедший сезон был очень насыщен концертами, гастролями, премьерами. Имею в виду и собственные выступления, и работу с партнёрами по сцене. Отдельная строка — работа с детьми: в этом году она стала более интенсивной и разнообразной.
Много гастролирующих органистов из России и из Европы выступило в нашем Органном зале, и у меня было много гастролей в других городах России. Осенью — сольный концерт в Краснодаре, зимой я выступал на фестивале «Орган и джаз» в Челябинске. В этом сезоне у меня был большой концертный тур по городам Сибири, Урала, Алтая; были выступления в Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Красноярске, Кемерово, Барнауле, Пензе, Саратове — в филармониях этих городов.
— Это были Ваши сольные концерты?— Сольный концерт был в Пензе, в других городах я выступал с Кареном Вирабяном (дудук, зурна) и Михаилом Пидручным со всем его набором волынок.
— Вы постоянно включаете в свои программы сочинения современных российских авторов. Вы знакомы с теми, чью музыку исполняете?— Да, как правило. Вот Дэчибел Григоруцэ, композитор и органист из Иркутска, я познакомился с ним, получил от него ноты, записи его произведений. Его музыку — острую, динамичную, впитавшую в себя влияние современного рока — очень хорошо воспринимает слушатель.
— Помимо гастролей и «домашних» концертов Вы много играете для детей, подростков…— Да, и это связано не только с клавесином и органом, но и с карильоном. Мы впервые в практике российских филармоний стали проводить выездные карильонные концерты, выезжаем в школы, детские сады, просто во дворы, на различные мероприятия. Детям это очень интересно, а мне приятно, когда меня узнают на улицах. Кстати, и после закрытия сезона в Органном зале, я буду проводить органные концерты для школьников.
— Зная Вашу невероятную работоспособность, что Вы планируете на лето?— 21 июня предстоит очень важное выступление в Домском соборе Хельсинки в рамках фестиваля Midsummerfestival. Право выступить там с большой сольной программой я получил после победы на органном конкурсе им. И. А. Браудо в сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Потом, 4—5 июля, я буду уже в третий раз представлять Белгород на санкт-петербургском фестивале карильона «Музыка над городом», так что белгородские звоны будут звучать вновь в городе на Неве.
— Недавно Вы стали стипендиатом Правительства РФ…— Да, был удостоен стипендии Правительства Р Ф, которая даётся не в результате конкурсного отбора, а по совокупности творческой работы за определённый период — за концертные программы, гастроли, участие в фестивалях, издание собственных сочинений и т. д. Это для меня большая честь, которую я постараюсь оправдать дальнейшей работой.
— Все поклонники Вашего творчества и посетители портала «Афиша и новости культурного Белгорода» желают Вам больших творческих успехов!Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)www.afishka31.ru