С 6 по 12 января в Малом зале Московской консерватории уже в 17-й раз пройдет Фестиваль камерной музыки «Возвращение». Каждый год под Рождество фестиваль собирает в Москве выпускников специальных музыкальных школ России и стран СНГ, продолжающих карьеру за рубежом. В преддверии открытия фестиваля на вопросы Часкора ответил один из его художественных руководителей скрипач Роман Минц.— Почему «Возвращение» всегда возвращается в Москву под Рождество?— Исторически так сложилось, потому что когда-то давно у нас в это время были каникулы. Другого объяснения нет.
— Костяк участников фестиваля более-менее постоянен из года год, и это легко объяснимо: сказывается общее студенческое прошлое. А как появляются в программах фестиваля новые участники?— По-разному. Некоторые приходят с друзьями (кто-то рекомендует), некоторых ищем, когда нужен какой-то конкретный инструмент в сочинении, и тогда тоже кто-то рекомендует. Например, актриса Евгения Брик, которая будет участвовать в нашем нынешнем фестивале, уже выступала с Борисом Андриановым в его проекте, посвященном Бродскому и Шнитке, и он познакомил Евгению с нами.
— Общаясь в кулуарах или на дружеских посиделках после концертов, как это у вас принято, к каким выводам вы приходите: больше или меньше сейчас стали уезжать молодые музыканты из России? Почему уезжают сейчас? И по-прежнему ли велик спрос на выпускников российских музыкальных ВУЗов в мире?— Это не является у нас темой для обсуждений, поскольку передвигаться для музыкантов абсолютно естественно. Музыканты проводят значительную часть своего времени в разъездах, и к тому же с развитием Интернета понятия «уехал» и «вернулся» в эмиграционном значении потеряли всякий смысл. Касательно престижа ВУЗов — мне кажется, в карьере музыканта фактор того, какой он ВУЗ закончил, является одним из последних по важности, поэтому и «престижность» не так важна.
— Удалось ли вам кого-то вернуть окончательно?— Окончательность будет ясна тогда, когда жизненный путь того или иного человека будет закончен. Я, например, жил 10 лет в Лондоне, потом почти 9 лет прожил в Москве, но это еще не значит, что я здесь умру и буду похоронен. Поэтому говорить об «окончательном возвращении» пока не готов.
— Удалось ли уже взрастить за 16 лет младую поросль — задействуете ли вы своих учеников в программах концертов?— Не только учеников, но и бывших участников проекта «Возвращение. Детский альбом», в котором мы играли в ансамблях с одаренными детьми из московских специальных учебных заведений. В этом году с нами будет играть флейтистка Ася Сафиханова из первого «призыва» «Детского альбома».
— Буквально за месяц до открытия очередного фестиваля пришла новость, что диск, в записи которого приняли участие четверо участников фестиваля, в том числе и вы, Роман, был номинирован на премию «Грэмми». Это как-то изменило вашу жизнь?— Никак — только иногда стали спрашивать, как изменилась жизнь. Конечно, нельзя сказать, что это неприятно, но для меня гораздо важнее оценка друзей, чьим мнением я дорожу, чем неизвестных мне членов Американской академии, в свое время не давших премию Гленну Гульду (он получил Грэмми за аннотацию к собственному диску, но не за сам диск!)
— И что говорят ваши друзья о диске, принесшем вам столь престижную в музыкальном мире номинацию? Что это за запись?— Довольно большое количество моих друзей как раз участвовало в записи этого диска, а потому они являются лицами предвзятыми, а вот Дмитрий Булгаков, с которым мы вместе делаем «Возвращение», пока еще альбом не слышал. Может быть, боится, что не понравится…
Запись является дебютным монографическим диском болгарского композитора Добринки Табаковой, которая живет и работает в Великобритании, и ее тоже можно смело назвать участником фестиваля, поскольку она написала специально для нас сочинение около десяти лет назад. Диск издан на знаменитой ECM Records, продюсировал его сам Майнфред Айхер, основатель ECM и, кстати, лауреат Grammy.
— Что нового ждет слушателей 17-го «Возвращения»?— Главное — это то, что будет исполнено более 20-ти произведений, которые мы раньше не играли, две российские премьеры и одна мировая. Также впервые традиционный
«Концерт по заявкам», который обычно закрывает фестиваль, будет перенесен на первый концерт (6 января). И, конечно, российская премьера новой версии «Семи последних слов Спасителя на кресте» Гайдна — новость здесь не только в премьере, но и в том, что впервые мы сделали концерт, состоящий из одного произведения.
— Почему в этом году вы решили отойти от традиции и «Концертом по заявкам» не завершить, а открыть фестиваль?— Захотели поэкспериментировать. Поскольку «Концерт по заявкам» всегда пользовался наибольшей популярностью у слушателей, мы решили дать фестивалю мощный творческий толчок с самого начала. К тому же конец фестиваля у нас максимально серьезный — «Семь слов» Гайдна, после этой музыки было бы неправильно что-то еще играть.
— Как родилась идея заказать новую версию Гайдна? Чем были «нехороши» уже существующие?— При жизни Гайдна было опубликовано 4 версии — оркестровая, хоровая, квартетная и фортепианная. Про фортепианную точно известно, что она не авторская, хотя Гайдн и одобрил ее перед публикацией. Для исполнения на нашем камерном фестивале подошла бы только квартетная версия, но многие исследователи сомневаются в ее аутентичности, что неудивительно — она сделана гораздо неряшливей, чем другие гайдновские квартеты, и в ней часто отсутствуют важные мелодические голоса, присутствующие в оригинальной, оркестровой версии. Моей мечтой на протяжении многих лет было исполнить эту гениальную музыку (сам Гайдн считал это сочинение своим лучшим), поэтому я обратился к московскому композитору Юрию Каспарову, чтобы сделать камерную транскрипцию, которая бы сохранила весь материал оригинала.
— В концерте «В гостях у сказки» будет задействован чтец — актриса Евгения Брик. Чтецы — это уже бывало в истории фестиваля?— Да, и неоднократно. Однажды мы сочинили программу, посвященную поэзии, и там были самые разные варианты чтения — от декламирования поэзии под аккомпанемент фортепиано до шенберговской мелодекламации (
Sprechstimme). Я сам тогда читал стихотворение Мандельштама и одновременно играл на скрипке в произведении Tакахаси «Бессоница».
— Есть ли слушатели, которые ходят на фестиваль все 16 лет его существования?— Безусловно. Например, моя мама. Но не только она, конечно — еще музыковед Татьяна Давыдова, которая пишет последние десять лет наши буклеты, является гордым обладателем всех буклетов фестиваля. В целом, особо радостно каждый год видеть не только знакомые, но и новые лица, которых, к счастью, становится все больше.
— Какой из прошедших 16-ти фестивалей вы считаете самым удачным — или какой запомнился вам как-то по-особому?— Надеюсь, что тот, который будет в январе 2014 года.
Беседовала Светлана Остужеваhttp://www.chaskor.ru