«МОСКОВСКИЙ ФОРУМ» — Россия-Германия: За колючей музыкой

Добавлено 11 декабря 2013 muzkarta

Рахманиновский зал Московской консерватории, Московская консерватория, Фёдор Софронов (композитор)

XIV международный фестиваль современной музыки
«МОСКОВСКИЙ ФОРУМ»
Россия-Германия: За колючей музыкой

Центр современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляют XIV Международный фестиваль современной музыки Московский форум.

В этом году фестиваль посвящен новой музыке России и Германии. Его тема — «За колючей музыкой» — имеет множественные коннотации: это и тоталитарное прошлое двух стран, и драматическая личная судьба многих композиторов и музыкантов ХХ века, исповедовавших принципы авангардного искусства, и, наконец, это бескомпромиссно сложный, «колючий» музыкальный язык современных сочинений, побуждающий слушателя к «отказу от привычки» (императив Х. Лахенмана).

Нынешний фестиваль является логическим продолжением крупных российско-немецких проектов, которые Центр современной музыки регулярно проводит в Московской консерватории — масштабного цикла концертов-параллелей «Россия-Германия: страницы музыкальной истории ХХ века» (2002–2003), цикла Klang Stream/«Звуковой поток» (2012–2013), знакомившего слушателей с сочинениями последних десятилетий. В этот раз концентрированно, за 5 дней — с 16 по 20 декабря — будут представлены сочинения современных авторов, в частности — более 15 мировых премьер композиторов из обеих стран.

Впервые за 18 лет в стенах Московской консерватории выступит знаменитый Ensemble Modern. Он уже выступал на фестивале «Московский форум» — «Музыка России и Германии: ретроспектива и перспектива» (1995), первом перекрестном музыкальном проекте в новейшей истории наших стран.

Гостем фестиваля станет Хельмут Лахенман — патриарх современной немецкой музыки, создатель новой эстетики, влияния которой не избежала, наверное, ни одна из современных композиторских школ. Его сочинения будут звучать на всех вечерах фестиваля.

Сетка «Форума» включает ежевечерние концерты с понедельника по пятницу, а также дневную дискуссионную и образовательную программу.

По традиции, в вечер открытия (понедельник, 16 декабря) выступит базовый ансамбль фестиваля «Студия новой музыки» (дирижер — заслуженный артист РФ Игорь Дронов). Основу программы составят новейшие сочинения российских композиторов (Алексея Сысоева, Натальи Прокопенко) и ведущих немецких авангардистов (Николауса А. Хубера, Энно Поппе), написанные специально для «Студии». В четверг 19 декабря «Студия» даст еще один концерт, посвященный электронной и мультимедийной музыке обеих стран (в частности, будет исполнено культовое сочинение К. Штокхаузена «Мантра» для двух фортепиано и электроники 1970 года).

В центральные дни фестиваля в Рахманиновском зале выступит Ensemble Modern (дирижер — Илан Волков). Во вторник 17 декабря он представит программу-панораму немецкой музыки последних десятилетий (Хельмут Лахенман, Энно Поппе, Йорг Видманн, Ханспетер Кибурц, Фридрих Гольдман).

Среда 18 декабря — самый «перекрестный» вечер фестиваля: в исполнении Ensemble Modern прозвучат мировые премьеры российских композиторов Ольги Бочихиной и Алексея Сюмака, а затем Ensemble Modern и «Студия новой музыки» объединятся, чтобы вместе исполнить одно из наиболее значительных сочинений Лахенмана «Два чувства», где сам автор выступит в роли декламатора.

В заключительный день фестиваля в пятницу 20 декабря состоится совместный спецпроект «Московского форума» и Премии Кандинского (авторитетной независимой российской премии в области современного искусства) — «ARTинки с выставки». Это своеобразное творческое «отражение» известного исторического факта: в свое время В.Кандинский осуществил сценическую версию «Картинок с выставки» М.Мусоргского в Германии. Теперь в Москве будут исполнены сочинения молодых композиторов, посвященные арт-объектам, представленным на текущей выставке номинантов Премии в здании бывшего кинотеатра «Ударник». В концерте примет участие Марк Пекарский, чей ансамбль продолжит «ударную» тематику во второй половине вечера.

Сочинения для баяна (Сергей Чирков) и струнного квартета (квартет «Студия новой музыки») составят программы ранневечерних концертов во вторник и среду (в 18:00).

В рамках дневной программы запланированы дискуссии: в понедельник 16 декабря — о российской и немецкой музыке сегодня (центральные выступления — Питер Хикель, Германия, и Федор Софронов, Россия), в пятницу 20 декабря — о взаимодействии музыкального и визуального (презентация проекта «ARTинки с выставки» с участием композиторов, художников, искусствоведов и музыковедов).

О ФЕСТИВАЛЕ

Самый известный российский фестиваль современной музыки МОСКОВСКИЙ ФОРУМ возник в начале 90-х годов, когда б?льшая часть российских композиторов, ассоциировавшихся с понятием «новая музыка», оказалась в эмиграции. По словам Ю.Холопова тогда «из России эмигрировала целая культура» — А.Шнитке, С.Губайдуллина, Э.Денисов, Н.Корндорф, Е.Фирсова, Д.Смирнов, В.Шуть, Л.Грабовский, А.Раскатов и другие. Не имея фактически никакой поддержки, фестиваль МОСКОВСКИЙ ФОРУМ начал заново создавать современный звуковой ландшафт России и стал первым российским фестивалем, ориентированным на представление новейших направлений серьезной музыки. Фестиваль является принципиально некоммерческим, он противостоит таким явлениям, как массовая культура с одной стороны, и музейному академизму с другой. Задача фестиваля — не угождать сложившимся вкусам широкой публики, а формировать их. Через воспитание нового слушателя мы стремимся внести свой вклад в формирование нового общества — более гармоничного, справедливого, способного адекватно отвечать на вызовы нового времени.

Первостепенная задача фестиваля МОСКОВСКИЙ ФОРУМ — интеграция современной российской музыки в общеевропейский контекст. С этой целью в наших программах мы стараемся дать широкую международную панораму новой музыки и в этом контексте пропагандировать музыку современных российских композиторов. При этом особое внимание фестиваль уделяет музыке композиторов молодого поколения. Другим приоритетом фестиваля является ранний русский авангард. Дважды убитый — сначала идеологическими запретами, а сегодня косностью наших филармоний — этот ярчайший пласт мировой культуры должен получить свое законное место в нашей художественной жизни.

Успешности фестиваля МОСКОВСКИЙ ФОРУМ способствуют концептуально выстроенные концертные программы. Каждый год фестиваль акцентирует определенную тему, вокруг которой выстраиваются все концертные программы, конференция и остальные мероприятия. Темами фестивалей в разные годы были: «Современная музыка; свобода или ангажированность?», «Авангард на пересечении Этно и Техно», «Старая музыка на новых инструментах, новая музыка на старых инструментах», «Свобода звука», «Репетиция оркестра», «Франкофония», «Россия — Италия: искусство перспективы» и др.

О высокой международной репутации фестиваля МОСКОВСКИЙ ФОРУМ свидетельствует состав его участников. В разные годы гостями фестиваля были такие лидирующие коллективы, как Ensemble Modern и Ensemble Recherche (Германия), Schoenberg ensemble (Голландия), Klangforum Wien и XX век (Австрия), Fretwork (Великобритания), Volharding (Нидерланды), Alternance, Danel Quartet и Ensemble Orchestlal Contemporain (Франция), Тосканини Оркестр и ансамбль Alter Ego (Италия) и мн.др.

С российской стороны в концертах фестиваля с успехом выступали также Ансамбль ударных Марка Пекарского, Московский ансамбль современной музыки, Opus Post п/у ТатьяныГринденко, Ансамбль Дмитрия Покровского, Рославец-трио, оркестр Musica Viva, такие солисты как Алексей Любимов, Тигран Алиханов, Владимир Тонха, Екатерина Кичигина, Александр Ивашкин, Иван Соколов и многие другие известные музыканты.

Но главным для нас является успех фестиваля у слушателей, о чем каждый раз с удивлением пишет пресса:

«…фестиваль современной музыки МОСКОВСКИЙ ФОРУМ начался с аншлага» (Время новостей)

«Что ни день — аншлаг, и все принимается с восторгом» (Известия)

«Судя по тому, что в Рахманиновском зале заняты даже места на подоконниках, спрос на авангардную музыку XX–XXI веков, действительно, есть. И не только среди профессионалов» (Коммерсантъ)

«Зал оказался заполнен до отказа, и многие страждущие слушать современную музыку вынуждены были делать это стоя. Более того, все последующие концерты, а их было порядка десяти, также с боем осаждались публикой — для академической авангардной музыки факт почти невероятный, а для последних лет в нашей московской жизни — просто уникальный» («Культура»)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору