В поисках утраченной гармонии: первый концерт фестиваля Crescendo с блеском прошел в Пскове

Добавлено 28 сентября 2015 muzkarta

Псковская филармония, Юрий Башмет (альт, дирижер), БКЗ Псковской филармонии, Александр Сладковский (дирижер), Борис Андрианов (виолончель), Денис Мацуев (фортепиано), Михаил Плетнёв (дирижер, фортепиано), Музыкальный фестиваль «Crescendo», Владислав Лаврик (труба, дирижер)

Если бы можно было бы выразить одним словом общее впечатление от симфонического гала-концерта, открывшего вчера программу фестиваля Crescendo в БКЗ псковской филармонии, этим словом, наверное, было бы «блеск». Блеск инструментов, ламп, вспышек фотокамер, блеск глаз и улыбок зрителей и артистов, и, конечно же, блеск музыки — от гармоничного лиризма Чайковского до противоречивых диссонансов современных композиторов.

***

Сегодня история прихода Crescendo в Псков воспринимается уже как событие почти легендарное, успевшее обрасти множеством подробностей и красочных деталей. И, несмотря на все сомнения и тревоги, факт остается фактом: с 2009 года фестиваль, задуманный когда-то пианистом Денисом Мацуевым и продюсером Давидом Смелянским, ни разу не миновал Псков.

Оправдывая свое название, Crescendo (итал., буквально — увеличивая; в музыке — постепенное увеличение силы звучания), развивается по нарастающей. За долгие годы существования он покорил 5 стран, подарил нам 98 концертов, фестивальные программы увидело более 65 тысяч зрителей (и более 20 миллионов телезрителей). Crescendo представил вниманию благодарной публики многочисленные прославленные музыкальные коллективы: благодаря фестивалю только в нашем городе в разное время выступили такие корифеи симфонической музыки, как Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича (2010),Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением главного дирижера Юрия Башмета (2011, 2014), Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова (2013, 2015).

Главной же целью фестиваля стало представление публике молодых российских музыкантов, а также демонстрация преемственности поколений и жизненной силы русской классической исполнительской школы. Многочисленные участники Crescendo — это знаменитые артисты, таланту которых рукоплещут лучшие залы мира, и те, кому еще только предстоит завоевать любовь и внимание публики.

Блеск звезд, собравшихся вместе вчерашним вечером в Пскове, впечатляет. Это пианист Александр Малофеев, который, несмотря на свой юный возраст, успел завоевать все мыслимые и немыслимые награды множества международных конкурсов, в том числе I премию и Золотую медаль VIII Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского в Москве, золото Дельфийских игр. Виолончелист Борис Андрианов — один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Как и Денис Мацуев, Борис Андрианов является лауреатом XI музыкального конкурса им. П. И. Чайковского. Трубач Владислав Лаврик — призер Московского международного фестиваля юных солистов (1997, 1998), лауреат нескольких международных конкурсов. Среди них — Конкурс молодых трубачей имени Тимофея Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), Московский международный конкурс трубачей (2000). Сегодня Владислав Лаврик выступает по всему миру с сольными программами и с известными оркестрами и дирижерами, среди которых Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Константин Орбелян, Максим Шостакович, Карло Понти, Дмитрий Лисс. Флейтист Максим Рубцов — лауреат международных конкурсов и обладатель премии GRAMMY, СМИ давно окрестили его «золотой флейтой мира», а коллеги называют одним из лучших флейтистов современности, удивительным исполнителем, умеющим удерживать внимание публики с момента выхода на сцену.

***

Под стать музыкантам, блестящим стал и состав программы, представленной вниманию псковичей на первом гала-концерте Crescendo. Прозвучали произведения Петра Чайковского, Александра Арутюняна, Франсуа Борна, Макса Бруха, а также современных российских композиторов Андрея Семенова и Павла Карманова. Своеобразная композиция программы (в обоих отделениях произведения выстраивались по временному принципу: от музыки века 19-го к веку 21-му) способствовала своеобразному диалогу эпох — гармонии блестящего прошлого и дисгармонии не менее блестящего настоящего.

Овациями встретили псковичи классику Чайковского в ее торжественных патетических вариантах: 1-е отделение открыл знаменитый Торжественный коронационный марш, 2-е — финальная часть Концерта № 1 для фортепиано с оркестром, си-бемоль минор. Марш в какой-то мере заменил церемонию открытия фестиваля (которой почему-то не состоялось: никаких приветственных слов от лиц официальных произнесено не было), ну, а Allegro com fuoco — это в принципе беспроигрышный способ произвести колоссальное впечатление на слушателей. Виртуозная техника игры юного Александра Малофеева — выше похвал.

Впервые в Пскове на фестивале Crescendo прозвучала солирующая флейта и «Блестящая фантазия на темы оперы «Кармен» (ф. Борн-Ж.Бизе). Непривычно свежая, нежная и от этого еще более трагическая интерпретация классических партий впечатлила зрителей настолько, что они долго не отпускали со сцены солиста — солнечного, яркого Максима Рубцова. Артист, в свою очередь, не остался в стороне: перекрестившись, он филигранно исполнил вне программы «Полет шмеля» Римского-Корсакова, вызвав бурю оваций и криков «браво».

Имя немецкого композитора 19-го века Макса Бруха не столь громко звучит в нашем музыкальном сознании, как Чайковский или Бизе. Тем не менее, его произведения занимают достойное место в родословной великих романтических шедевров. В программе фестиваля прозвучала пьеса Kol Nidrei для виолончели с оркестром. Это вариация на тему еврейских литургических мелодий (Кол нидрей — молитва в синагоге, провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв). Солист — Борис Андрианов — подарил слушателям захватывающе теплое глубокое звучание виолончели (инструмента работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов) и прекрасную музыку — воплощение настроения золотой осени.

Не менее тепло псковичи приняли Концерт для трубы с оркестром Александра Арутюняна, исполненный Владиславом Лавриком. Профессионализм в сочетании с бережным отношением к звуку, интонационная выразительность и эмоциональная подача позволили музыканту полностью завладеть вниманием зала. Наверное, никто не остался равнодушным — настолько пронзительно, насыщенно звучала труба, оставшаяся на пару тактов в полном одиночестве!

***

На фоне классических произведений 19–20 века необычно и неожиданно прозвучали две фестивальные премьеры: пьеса «Через лавры и рубцы» Андрея Семенова и композиция «Con Cello» Павла Карманова. Оба автора — наши современники и соотечественники, оба достаточно известны, успешны и востребованны в своем творчестве. Оба воплощают, пожалуй, главные тенденции современного сочинительства — стремление к слиянию стилей, тяготение к эстетике диссонансного звучания, к игре со слушателем и ироническому осмыслению музыкальных штампов.

Так, представляя псковской публике свою пьесу, композитор Андрей Семенов охарактеризовал ее следующим образом: «С одной стороны, это шутка, обыгрывающая фамилии заказчиков произведения („Через лавры и рубцы“ сочинена специально для трубача Владислава Лаврика и флейтиста Максима Рубцова — от ред.). С другой стороны — жизнь музыканта всегда состоит из плохого и хорошего, из лавров и рубцов, это бесконечное скольжение вверх-вниз, от признания к забвению. Такова вообще человеческая судьба. Когда возникла идея произведения — инструменты напомнили мне клоунов, а это самые печальные люди на свете. Вы услышите в пьесе и нелепые прыжки, и фанфары, зовущие клоунов на сцену — в то время, как идти им совсем не хочется. И усталость, и печаль. Все это и есть — клоунская человеческая душа». Действительно, музыка то зависала под куполом цирка, то резко падала вниз, труба и флейта — совершенно как люди — ссорились, мирились, поддерживали друг друга, радовались успехам. Музыканты настолько хорошо выразили это — не только интонационно, но даже мимикой и жестами, что их музыкальный диалог можно было легко перевести на язык слов.

Премьерной для Пскова оказалась и композиция «Con Cello» Павла Карманова. Здесь, пожалуй, главным способом выражения мысли композитора стал сложный ритмический рисунок произведения, прекрасно воспроизведенный виолончелистом Борисом Андриановым и ритм-секцией симфонического оркестра. Слушатель то возносится на недосягаемые трагические высоты, то низвергается оттуда в пучины иронии, то скользит в привычные классические интонации, то получает пинок реальности, погружаясь в жизнерадостные джаз-рок-мотивы. И это уже не золотая осень Crescendo, а что-то из ряда вон выходящее, заставляющее завсегдатаев залов филармоний возмущенно поднимать брови и укоризненно качать головой, а любителей современной музыки — удивленно отхлопывать по коленке такт и тоже качать головой — но уже от восторга и переизбытка радости.

Дисгармония современного мира, рваный темп нашей жизни, неустроенный быт, страшные новости, перебиваемые нелепыми событиями и комментариями, попытки найти гармонию в ее отсутствии — все то, чего не может быть в Чайковском — полно, непререкаемо и воистину крещендо воплотилось в пьесах, завершивших оба отделения концертной программы нынешнего фестиваля.

***

От века 19-го к веку 21-му изменились музыкальные ритмы, звучание, интонации, приоритеты — но, как в очередной раз доказывает фестиваль Crescendo, неизменной остается сама суть музыки — ее умение передавать тонкие труднопостижимые движения нашей внутренней жизни, ее способность очищать душу от наносной шелухи повседневности и возвращать человека к истинным ценностям. Или, по крайней мере, дарить ему все возрастающую надежду на то, что гармония все же возможна.

Елена Никитина

Фото: philpskov.ru

art.pln24.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Галина, Псков, 28 сентября 2015:

    Великолепный концерт!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору