Накануне, 7 мая, в Большом зале Курской филармонии при полном аншлаге в рамках XII Московского Пасхального фестиваля выступил маэстро Валерий Гергиев и солисты Мариинского театра.
С 5 по 16 мая при поддержке правительства Москвы, Министерства культуры РФ и по благословению патриарха Кирилла запланировано более 90 концертов симфонической, хоровой и звонильной музыки в самых разных регионах страны. XII Московский Пасхальный фестиваль посвящён очень значимой для курян дате — 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны — битве на Курской дуге. В честь этого профессиональные музыканты совершили концертный вояж по городам великого сражения: концерты солистов Мариинки прошли в Белгороде, Брянске, Смоленске, Орле и Курске. Также Валерий Гергиев за 12 дней фестиваля посетит многие другие города России.
Курский концерт занял особое место в череде мероприятий Пасхального фестиваля, ведь в нашем городе под управлением руководителя Мариинского театра выступил уникальный «Страдивари-ансамбль». В составе основанного маэстро коллектива — музыканты-виртуозы, играющие на старинных струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы: Страдивари, Амати, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.
В областном центре для многочисленных поклонников классической музыки были представлены произведения Эдварда Грига — сюита «Из времен Хольберга», Джованни Перголези — «Stabat Mater», Дмитрия Шостаковича — «Концерт №1 для фортепиано с оркестром».
Примечательно, что совместно с солистами Мариинского театра на одной сцене выступили юные вокалисты в составе сводного детско-юношеского хора, состоявшего из хора Курского государственного университета, хора Курского музыкального колледжа имени Свиридова, хора Курского педагогического колледжа, хоров детских школ искусств №1, №2, №4, №6. Руководитель сводного детско-юношеского хора — Евгений Легостаев.
Звучавшее на концерте произведение Джованни Перголези «Stabat Mater» смогло ярко передать неповторимые тембры струнных инструментов, игравших музыку, которую 25-летний композитор начал сочинять за год до смерти и закончил в последние дни своей жизни.
Исполненная на концерте сюита «Из времен Хольберга» Эдварда Грига является одим из самых знаменитых произведений скандинавской музыки. Произведение часто звучит в программах «Страдивари-ансамбля» и всегда вызывает восторг слушателей. Курская публика также не стала исключением.
В свою очередь, первый фортепианный концерт Шостаковича в исполнении виртуозов Мариинского театра и солиста Дениса Мацуева, смог полностью передать атмосферу молодости, жизнерадостности и своеобразной иронии, которую вкладывал великий российский композитор в своё творение.
В завершении концерта губернатор Курской области Александр Михайлов поднялся на сцену и поблагодарил музыкантов за прекрасное выступление. Глава региона пригласил Мариинский театр вновь посетить Курск и от себя подарил Валерию Гергиеву «скромный» букет роз.
«В первую очередь, Валерий Гергиев — это уникальная личность и мой друг, — рассказал знаменитый солист Мариинки, пианист Денис Мацуев. — С Пасхальным фестивалем он путешествует по нашей стране, и я с удовольствием присоединяюсь к нему. Я думаю, что вояж по русским городам — это наша пасхальная миссия. Это большое дело и, несмотря на жесточайший график по всему миру, мы всегда преклоняемся перед нашей публикой».
Серия выступлений на Курской дуге солистов Мариинки во главе с маэстро — это практически мировой рекорд. За четыре дня музыканты дают восемь концертов в 8 городах. Накануне, 7 мая, у них прошло целых 3 концерта: утром в Белгороде, вечером в Курске и поздним вечером в Орле.
«Конечно, это тяжело физически, но сцена заряжает, она лечит, — продолжил пианист. — Я очень волнуюсь перед всеми концертами, но это волнение не проявляется в трясущихся коленках. Это волнение творческое, мне хочется быстрее выйти на сцену и сесть за рояль, поэтому оно мне только помогает».
Валерий Гергиев поделился с журналистами, что очень рад выступать в курской филармонии, которая ему очень понравилась. «Это старое здание, и мы точно присоединились к серьёзному отряду знаменитых артистов, которые выступали здесь за практически столетнюю историю, — заявил маэстро. — Пасхальный фестиваль имеет двенадцатилетнюю историю и насчитывает сотни выступлений. Курский концерт не стал исключением ни в каком смысле.
Погода и настроение в зале хорошие, программа разнообразная, а с нами выступил именно курский хоровой коллектив. То же самое произошло в Брянске, Смоленске и Белгороде. Это ещё не огромное, но уже значительное движение к воссозданию хоровых традиций. Недавно я возглавил хоровое общество, так как для возрождения хоров нужны усилия и большие возможности, а они у Мариинского театра есть. Хотелось бы, чтобы везде звучали детские хоры, ведь раньше эта школа была очень развита, но в 90-е годы мы стали её терять.
Казалось, что из-за кризиса в экономике и обществе страна Чайковского и Прокофьева начала утрачивать очень важный пласт классической музыки. В России музыка должна звучать и она звучит, но зачастую не очень организованно».
Валерий Гергиев отметил, что хотел бы приехать в Курск снова не только с Московским Пасхальным фестивалем, но и с балетным или хоровым коллективом Мариинского театра.
8 мая 2013, Евгений ДУРНЕВ
kursk.com