31 января в Рязанской филармонии состоялся концерт, приуроченный к 90-летию со дня рождения великого советского и российского композитора Альфреда Шнитке. В вечере приняли участие: Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова, Рязанский камерный хор (художественный руководитель Алексей Ракин, главный хормейстер Илья Волков, хормейстер Алла Житкова) и лектор Московской государственной академической филармонии Ярослав Тимофеев.
Альфред Гарриевич Шнитке (1934−1998), по мнению многих историков музыки, «последний классик» XX века. По словам Ярослава Тимофеева, после его смерти в российской культуре на данный момент так и не появилось столь неординарной композиторской величины.
В чём сила музыки Шнитке? В её умении соединить крайности. Жизненный путь композитора начался накануне главной катастрофы XX века, творческий расцвет совпал с переломными движениями в обществе, а завершился уже в другой реальности, где все чаще стирается грань чёрного и белого. Его главенствующим стилем стала полистилистика — манера письма, в которой сочетаются элементы разных музыкальных эпох. «Материалом для творца становятся буквально все звуки нашего мира», — пояснял Альфред Гарриевич.
В концерте прозвучали два контрастных музыкальных жанра: Реквием и музыка из кинофильмов.
Реквием для солистов, хора и инструментального ансамбля написан в 1975 году как музыка для постановки Театра имени Моссовета по драме Фридриха Шиллера «Дон Карлос». Этот заказ совпал с трагическими событиями в жизни композитора — в 1972 году скончалась его мать Мария Фогель, и композитор думал о создании музыки её памяти. Изначально материал был написан для инструментального состава — фортепианного квинтета. Опираясь на содержание канонического латинского текста, Шнитке со временем пришёл к выводу, что созданные им мелодии подходят для исполнения человеческим голосом. Композитор отмечал, что поступившее вскоре предложение написать музыку к спектаклю стало поводом для написания Реквиема.
В этот период происходит переворот в сознании Шнитке. Изучение богословской литературы и обращение к духовным практикам выразилось в творчестве композитора появлением новой стилистики: музыкальный язык становится лаконичнее, фактура — прозрачнее, оригинален порой выбор инструментов. Так, Реквием состоит из четырнадцати частей, где к двенадцати основным добавляется молитва Credo (Верую), краткое из ложение основ христианского вероучения.
Реквием Альфреда Шнитке прозвучал в Рязани впервые. Специально для его исполнения в филармонию был доставлен цифровой орган.
Другой гранью творчества композитора стала киномузыка. По утверждению композитора, работа в кино поначалу была лишь средством заработка, так как серьёзные произведения автора, порой радикальные и по содержанию, и по музыкально-выразительным средствам, не признавались официальной культурой. Однако со временем отношение композитора к этому «лёгкому» жанру изменилось. Созданные звуковые полотна по символической и эстетической значимости не уступали сюжетам и визуальным образам.
В программе концерта прозвучали саундтреки к кинофильмам, созданными мэтрами советского кинематографа: «Клоуны и дети» (1977, реж. Александр Митта), «Экипаж» (1979, реж. Александр Митта), «Агония» (1981, реж. Элен Климов), «Сказка странствий» (1984, реж. Александр Митта), «Мёртвые души» (1984, реж. Михаил Швейцер).
«Сила Шнитке — в столкновении противоположных миров, между которыми образовалась трещина. Но эта трещина стала „стержнем“ его творчества», — резюмировал Ярослав Тимофеев.