В Свердловской филармонии прозвучит тема Реформации

Добавлено 26 февраля 2014 muzkarta

Свердловская филармония, Зал Свердловской филармонии, Артём Варгафтик

Традиционно в марте в Свердловской филармонии проходит Bach-Fest – фестиваль, объединяющий исполнителей и слушателей любовью к музыке Баха. О том, как создавался фестиваль и о тонкостях игры на органе – арт-директор фестиваля, органист Свердловской филармонии Тарас Багинец.

– Тарас, расскажите, насколько сложный для управления этот инструмент – орган?


– Учиться игре на органе надо всю жизнь. Необходимо постоянно работать со стилями, музыкой, звуком. На получении диплома обучение органиста не останавливается.


Многих интересует, как органист умудряется успевать играть на клавиатурах и переключать регистры. Переключение регистров – наука несложная, этому можно научиться за пару дней. Да и играть на органе, в сущности, не сложно. По-настоящему сложно ХОРОШО играть на органе.


В нашей филармонии орган достаточно большой, в нем много регистров. Поэтому музыканту требуется ассистент. На инструментах поменьше органист может переключать регистры сам. Ну и, наконец, бывают органы с элементами компьютерного управления. На них органист вполне может играть без помощников.


В нашей стране все органисты вначале были пианистами, которые впервые встречали орган только в музыкальном училище или консерватории. Сегодня зарождается начальное органное образование, когда ребенок знакомится с органом в музыкальной школе. Но все равно обучение идет без отрыва от игры на фортепиано. Каждому органисту нужна приличная пальцевая техника, иначе о каком исполнении произведений, скажем, Франца Листа или Макса Регера может идти речь?


Кроме того, для музыканта важно, какое именно произведение он исполняет – светское или духовное. Если это хоральная прелюдия, то было бы неплохо знать, о чем идет речь в тексте хорала. А если музыкант знает, как композитор все это записывал, если он еще и понимает музыкальный символизм – это вдвойне хорошо, есть шанс хорошо исполнить произведение. В противном случае исполнение будет подобно игре в хоккей без знания правил игры и умения стоять на коньках.


В детстве у меня, как и у всех мальчишек, было много увлечений, я не представлял, что буду музыкантом. Но, наверное, в судьбе каждого человека случаются минуты, когда он понимает, что встретил любимого человека, с которым может прожить всю жизнь, или нашел такое занятие, которым с удовольствием будет заниматься всю жизнь. У музыкантов это называется – «найти свой инструмент». Вот и я в какой-то момент почувствовал, что орган – это именно то, чем мне нравится заниматься, то, что я хочу изучать, познавать. Прекрасно, если такое прозрение случается у человека, намного печальнее, если он за всю жизнь так и не находит то, чем ему нравится заниматься.


– В настоящий момент филармония проводит благотворительную акцию по сбору средств на реконструкцию инструмента «Сохраним орган». Расскажите, насколько успешно она продвигается?


– Критерий успешности акции – это не столько собранная сумма, сколько пробуждение чувства сопричастности. То, что помогло спасти орган в девяностые годы, поможет возродить инструмент и сейчас. Наш филармонический орган – это достояние не только филармонии, это достояние всех жителей Екатеринбурга и области. И именно от нас, в первую очередь, зависит его судьба.


Мы благодарны всем тем, кто уже поучаствовал или только планирует принять участие в этой акции. Ведется скрупулезный учет собранных средств, на сайте филармонии можно ознакомиться с отчетами по акции, деньги каждого жертвователя учтены и будут потрачены на весьма конкретные работы.


– Тарас, Вы являетесь арт-директором фестиваля Bach-Fest. Расскажите о его истории.


– Первый фестиваль баховской музыки состоялся в 2011 году, в марте, то есть в том месяце, в котором в 1685 году родился Иоганн Себастьян Бах. Если бы в тот раз концерты слушателям не понравились, то идея умерла бы сразу. Но фестиваль прошел успешно, на всех концертах был аншлаг. Слушатели высказывали пожелания продолжить баховскую линию.


Тогда перед нами встала задача: определить, стоит ли проводить фестиваль каждый год или делать его раз в два года. У филармонии уже есть опыт проведения регулярных крупных фестивалей: по четным годам – Симфонический форум, по нечетным – фестиваль «Евразия». Мы оценили исполнительские силы. Получилось, что «баховский месяц» мы можем проводить каждый сезон. Я как арт-директор фестиваля определяю тему, подбираю программу, приглашаю артистов.


– Чему будет посвящен фестиваль в этом году?


– Тема Bach-Fest 2014 – Бах и немецкая симфоническая музыка. Исполняются не только произведения Иоганна Себастьяна Баха. Но его сочинения составляют не менее половины фестивальной программы.


– Как определяется тема фестиваля?


– Нельзя сказать, что мы придумываем тему фестиваля и подбираем под нее исполнителей. Скорее, это взаимный процесс. Мы рассматриваем, что мы можем исполнить на фестивале, каковы темы произведений, какие исполнители смогут приехать в филармонию в середине сезона. Например, в этом году сложилась симфоническая тема, т.к. оба наших филармонических оркестра находятся в Екатеринбурге и могут принимать участие в фестивале – такой счастливой возможностью нельзя не воспользоваться. В 2015 году темой фестиваля станет Бах и итальянская музыка. Это даст людям возможность сравнить средства выразительности, музыкальный язык разных эпох и стран.


В этом году немецкая симфоническая музыка на Баховском фестивале представлена четырьмя именами. Это композиторы, которых при разговоре о немецкой симфонической музыке нельзя обойти вниманием: Феликс Мендельсон-Бартольди, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс и Людвиг ван Бетховен. Кроме того, на фестивале будут исполнены сочинения Баха, его духовые кантаты, клавирные сочинения. В этом году в концертной программе фестиваля также впервые примет участие новый клавесин Свердловской филармонии, точная копия французского двухмануального клавесина мастеров Николя и Франсуа-Этьена Бланше, созданного в 1730 году.


– Какие исполнители в этом году соберутся в Екатеринбурге на Bach-Fest?


– Гостей, как всегда, много. Музыка Баха остается популярной и исполняемой спустя столько лет, потому что она универсальна, ее можно исполнять практически на любых инструментах. Мы создаем фестиваль, куда приглашаем музыкантов, которые могут исполнить произведения наилучшим образом. Есть и такие, которые остаются с нами из года в год. Так каждый раз формируется новая фестивальная артистическая семья.


В этом году «баховская семья» пополнится новыми для Екатеринбурга музыкантами. Это замечательный дирижер и Титулярный органист Кафедрального собора в Шпайере Лео Кремер. Он станет лидером Баховской академии: каждый год молодые музыканты Уральского молодежного симфонического оркестра получают неделю занятий с одним из ведущих дирижеров, готовят значительное баховское сочинение. В этом году это «Реформационная» кантата Баха и «Реформационная» симфония Мендельсона.


Тема Реформации является сугубо европейской, особо важной для Германии. В России с этой тематикой знакомы несколько меньше. И у нас есть возможность кому-то напомнить, а кого-то познакомить с этой эпохой в истории. У слушателей есть возможность узнать, как композиторы относились к этой теме.


Еще один гость фестиваля – Илья Полетаев, наш бывший соотечественник, ныне проживающий в Канаде, лауреат первой премии Баховского конкурса пианистов в Лейпциге. Он привезет сочинение, которое наша филармония не слышала 25 лет, настолько редко оно исполняется – это второй том «Хорошо темперированного клавира» полностью. Каждый слушатель сможет прийти на концерт вечером 16 марта и получить новые впечатления от этого произведения.


В рамках фестиваля 16 марта днем состоится сольный концерт на клавесине. С программой, составленной из баховских сочинений, выступит московская клавесинистка, лауреат первой премии конкурса в Лейпциге Мария Успенская.


Также на фестиваль приедут немецкий музыкант Арвид Гаст, титулярный органист собора Св. Якова в Любеке, и немецкий дирижер Томас Зандерлинг, уже знакомый нашей публике. Третий год подряд гостем нашей филармонии становится музыковед Артем Варгафтик, в этот раз он проведет сразу две программы – 6 и 11 марта. Дирижер Евгений Бражник, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, выступит 30 марта на закрытии Bach-Fest, под его руководством будет исполнена Девятая симфония Бетховена. Я надеюсь, на Баховском фестивале интересно будет каждому слушателю.


http://www.gosrf.ru/news/13582/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору