В Тамбове открылся
XXXII рахманиновский фестиваль. Зима - не лучшее время для самого весеннего музыкального фестиваля. Но именно она нагрянула в этот день в Тамбов с совсем не весенним снегопадом и морозом. Однако это никак не повлияло на настроение истосковавшихся в ожидании меломанов классики, что заполнили старинный зал драматического театра.
На открытии форума в честь года 140-летия Рахманинова Тамбовский симфонический оркестр символично слился в творческом замысле с солистами московского театра "Новая опера", представив уникальную программу из романсов Чайковского и Рахманинова.
Уникальную потому, что только на этот концерт директор "Новой оперы" Дмитрий Сибирцев предоставил из тайных архивов Фонда Евгения Колобова клавиры романсов, ранее неизвестных широкой публике. А потому и столичные солисты, и музыканты тамбовского оркестра не на шутку волновались. Тем более, что заимев в руках раритетнейшие клавиры, им довелось провести всего пару совместных репетиций.
Впрочем, мастерство и профессионализм, как говорится, города берут. У оркестра есть немалый опыт, а все солисты сплошь лауреаты международных конкурсов и обладатели престижных наград, в том числе таких экзотичных, как "экстраординарная премия Мерседес Виньянс" или приз конкурса Hans Gabor Belvedere в Вене.
Ну, а что может быть лучше волнительного предвкушения в условиях полной безопасности - перед концертом зал осмотрела даже специальная антитеррористичесая группа с симпатичным черным шнауцером Багирой - одетой, как и положено, в камуфляжную форму. Все ради высокого искусства!
Как заявил на встрече с прессой дирижер Тамбовского симфонического оркестра Михаил Леонтьев, это музыка не для развлечения, но для удовольствия. Многие открыли для себя, что романсы могут быть не только популярно доступными, как "Средь шумного бала" или "Не пой, красавица, при мне...", но и изысканно сложными, как рахманиновские "Ночью в саду у меня" на стихи Блока, "Все отнял у меня" на стихи Тютчева и даже "Икалось ли тебе, Наташа?.." на стихи самого Сергея Васильевича, который он посвятил своей супруге.
Но, конечно, не обошлось без самого ударного хита этого вечного жанра - бессмертной рахманиновской "Сирени", написанной им в тамбовской Ивановке, где она до сих пор благоухает по весне своими аномально крупными цветами.
Публика долго аплодировала музыкантам, а растроганный спикер областной думы, вручивший солистам благодарственное письмо, признался, что впервые услышал Рахманинова в детстве, когда смотрел фильм "Весна на Заречной улице", где героиня слушала по радио Второй концерт для фортепиано с оркестром - вот какие произведения передавались тогда по заявкам трудящихся! И даже попросил исполнить знаменитый концерт прямо сейчас!
К сожалению, музыканты не были готовы к столь изящному пассажу - они просто не захватили с собой соответствующие ноты. Впрочем, Второй концерт Рахманинова на этой сцене прозвучит уже совсем скоро в исполнении самого художественного руководителя фестиваля прославленного пианиста Николая Луганского.
А на бис прозвучал не менее знаменитый рахманиновский "Вокализ", где слились голоса всех солистов "Новой оперы". "Выступать здесь - это особое удовольствие и ответственность, - заявил обладатель роскошного баса Виталий Ефанов, - Это как лакмусовая бумажка твоего мастерства, настроения и состояния - здесь все на виду, здесь публику не обманешь и здесь незримый дух великого Рахманинова. Который в нас навсегда. Как весна, которая все равно придет, несмотря на все снега и морозы..."
Текст: Виталий Полозов (Тамбов)
Фото: Игорь Филонов
rg.ru